#Проект П. Мария Степанова: "Петь соло для меня - это постоянный барашек в голосе"

В этой рубрике мы знакомим вас с участниками омского вокального ансамбля "Проект П". Вокальный ансамбль "Проект П" родился в 2015 году. Тогда для участия в конкурсе "Поющий мир" в Санкт-Петербурге для отдельной номинации потребовалось собрать команду и выбрать название. Участники известного уже в Омске хора "Певчие" решились на эксперимент. И этот эксперимент впоследствии стал для всех, кто тогда согласился на одно выступление, самым главным делом в жизни. Сейчас в ансамбле, который становится всё известнее, смелее и интереснее зрителю, творят 11 человек. Редакция "Омск Здесь" решила познакомиться с ребятами поближе и рассказать о каждом из них. Профессиональный музыкант. Окончила омское музыкальное училище имени Шебалина и факультет культуры и искусств. ОмГУ им. Достоевского по специальности "Хормейстер". Вокальный репетитор в Омском государственном театре юного зрителя. - Мария, как произошло ваше знакомство с музыкой? - Я родилась в семье музыкантов. Папа был саксофонистом в Омской филармонии. Мама - музыкальный педагог. Музыка всегда была в нашем доме, но с детства я занималась хореографией. В 13 лет я окончила обучение в школе искусств и с танцами связывать свою дальнейшую жизнь не стала. Мама предложила музыкальную школу, и, отучившись там год, я дерзнула поступить в омское музыкальное училище имени Шебалина. Попала в класс Статкевич Натальи Владиславовны и через четыре года поступила на факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. Училась я, как и многие из ребят "Проекта П", у Сабитовой Ларисы Александровны. По образованию я хормейстер. - Как вы оказались в "Проекте П"? - В проекте я не с основания. Пришла в команду в конце 2019 года из хора "Певчие". Однажды Антон Болбат предложил мне поучаствовать в рождественском концерте в Органном зале Омской филармонии. Им нужен был голос сопрано. О "Проекте П" и то, что ребята делают, я уже знала и, конечно же, согласилась. Потом я стала приходить на репетиции дома у Юли и Антона. Прошёл карантин, начались выступления. С тех самых пор я и в команде. - Какое значение для вас имеет сейчас "Проект П"? - Всё, что происходит у нас в проекте, как я там себя ощущаю, это всё для меня очень важно. Как только я стала участником проекта, моя профессиональная деятельность поднялась на десять уровней. Мы пели такую музыку, которую я хотела петь. Да, я люблю академическую классическую хоровую музыку, которой занималась раньше, и мы все в проекте её любим, но те произведения, которые мы начали брать в "Проекте П", во мне сильно откликались, что важно для творчества. Это было для меня чем-то новым, неизведанным, но очень интересным. Для меня "Проект П" это личное развитие, любовь и большая школа жизни. Сейчас официальная работа в ТЮЗе занимает много времени, но я бегу на репетиции "Проекта П" и буду отдавать ему столько времени, сколько смогу. - А как обстоят дела с танцами? Неужели, окончив учёбу в школе искусств, вы так и не вернулись к ним? - Вот тут интересно. Профессионально хореографией я не занималась 10 лет. А в ТЮЗе что не спектакль, то танец. У нас есть хореограф Тзапташвилли Виктор Датикович. Я пришла на его занятия, которые он даёт для работников театра, и оказалось, что моё тело помнит движения, ритм, всё хорошо с координацией. Перед Новым годом в одном из спектаклей некому было играть роль служанки, и Виктор Датикович предложил меня. Так я всю новогоднюю кампанию танцевала в "Щелкунчике"! Пригодились мои танцы в школе искусств, и для меня это был очень полезный опыт - участвовать в театральной постановке на одной сцене с актёрами. - Как так вышло, что такой большой перерыв в танцах? - Заниматься хореографией я начала не совсем по своему выбору и желанию. Мне нравилось, конечно. Способности тоже были. Но отвела меня в школу искусств мама, и душевного порыва, может, в силу возраста, у меня не было. Нравилось, но не настолько, чтобы посвятить этому всю жизнь. - Что вы чувствуете на сцене? - Я очень люблю сцену. Оооочень. Мне нравится внимание и признание, когда у меня действительно что-то хорошо получается. Если я приложила к этому усилие и это находит отклик в зрителе, то происходит обмен энергиями, а это даёт стимул и смысл в жизни даже. Это ещё и момент самолюбования в адекватной форме, я этого не стесняюсь. Но вот такой момент: я боюсь петь соло и вообще одна находиться на сцене. Так вот. Все годы обучения в Шебалинке и в университете выступления для меня - это постоянный барашек в голосе, трепет, волнение. По своей природе я - хоровик. Если бы не было "Проекта П", я не знаю, как бы я реализовывалась в этом. Если бы не было этих поддерживающих глаз участников, я бы ни одной ноты не спела (смеётся) . - Как преодолеваете страхи? - Просто делаю. Если не пытаться делать, то не получится никогда. А как? Сидеть и бояться? Поэтому делаю через преодоление, слёзы, нежелание. Делая это усилие из раза в раз, начинаешь верить в себя. - В чём особенность хорового пения? - Для кого как. Если ты чувствуешь, что ты сам по себе солист, то сложно слиться со всеми, сойтись в темпе, в ритме. В хоре тебе нужно притупить свои амбиции и стать чем-то унифицированным, частью одного целого. Это сложно для ярких людей. В хоре всегда нужно помнить, что ты часть целого и одновременно индивидуальность. Если все поменяются партиями, то будет иное звучание, потому что каждый привносит своё звучание в партию. В ансамблевом пении это ярко выражено. Хоровое пение - это жить вместе, звучать, переживать эту музыку вместе. Это сложное сотворчество. - Что важно для вас в лидере коллектива? - Пока мне 23 года и я недавняя выпускница, для меня кому-то стать авторитетом - не проблема. Мой опыт наслушанности уступает опыту наслушанности моих коллег и опыту исполнительства нашего руководителя Антона. Но вот в подборе репертуара я могу поспорить, с чем-то не согласиться, и это нормально. Так рождается новое. Мы адаптируем наш репертуар под разного зрителя. Есть люди, которые не слушают классику. А ведь для каждого слушателя приятно услышать любимую, узнаваемую музыку, пусть в особом звучании. - А какая любимая музыка у вас? - С чем работаю, то и слушаю (смеётся) . У меня нет одной любви. У меня влюблённости. Я раз в два месяца влюбляюсь в какого-нибудь композитора, исполнителя, и до дыр слушаю его песни. Обожаю фольклор! Сейчас в хоровой музыке - это эстонский композитор Арво Пярт, его произведения вроде просты, но одновременно очень трогательны. И второй - американский композитор Эрик Уитакр - он тоже пишет современную академическую хоровую музыку. Его стиль хорового письма - щемящая фактура звучания. Вот он тоже откликается во мне. Ещё у меня период любви к музыке эпохи Возрождения, звучание голоса прямого, ненадрывного, спокойного, динамические оттенки не имеют контрастности. Часто слушаю её, приходя домой. Ещё сейчас моя любовь это рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса "Иисус Христос - суперзвезда". Вот с этим у меня появилась Мечта - я хочу сыграть Марию Магдалину в этой рок-опере! Переслушиваю также Майкла Джексона, которого обожала в 13-14 лет. Я даже сделала аранжировку его песен для "Проекта П". Но пока это лежит, ждёт своего часа. - С кем бы вы хотели выступить дуэтом? - У меня нет ответа на этот вопрос… - А на какой сцене с "Проектом П"? - Я желаю нам покорить столицу! Я не сильно знаю московские площадки, но хочется поехать туда, ближе к столице. Люди, которые чувствуют музыкальные тенденции, оценят наше творчество, и придут на наши концерты, я это чувствую. - Что не будете петь никогда? - Вы знаете, это так опасно всегда зарекаться. Я не хочу себе в этом плане ничего запрещать. Может, в какой-то момент мне понравится и группа "Ленинград". Какой-то вызов в этом. Поэтому я стараюсь позволять другим быть такими, какие они есть, и себе я не хочу запрещать восторгаться какой-то музыкой, которая сейчас мне кажется низкосортной. - Что заставит уйти из "Проекта П" и перестать заниматься музыкой? - Ничего не заставит!!! Я считаю, что какие-то недопонимания можно перенести ради высокого искусства. То, чем мы занимаемся, даёт мне силы. Я нахожу в этом многое. Вот, когда мне было плохо, я находила утешение здесь, в проекте. Эта музыка давала силы проживать всё, что происходит. Наша большая цель - нести искусство людям. - Чем ещё увлекаетесь, кроме музыки? - Я трудоголик. Всегда приношу домой работу. И тем самым у меня на хобби не остаётся времени. Но у меня есть способ релаксации: акварель и бумага. Я включаю музыку, забираюсь в кровать и рисую. Неплохо рисую, кстати. Это способ расслабления, и, наверное, это и есть хобби. - Родители посещают ваши концерты? - (улыбается) Дааааа. Мама и тётя - фанаты нашего творчества. Мама очень рада, что я в "Проекте П". Она всегда сначала спрашивает, как у меня дела и сразу же как дела в проекте? Она в восторге от Антона и Юли, от нашего репертуара, от всех ребят. - Что главное в жизни? - Какой философский вопрос… ну ёлки-иголки… Лично для меня… Главное в жизни - получать удовольствие от самой жизни, от всего, что ты делаешь, всего, что с тобой происходит. Каждый же сам определяет своё предназначение. Для кого-то - служить обществу, кому-то - остаться в истории. Я не могу заниматься тем, что не приносит мне удовольствие. Что бы со мной ни происходило, я понимаю, что в этом мире есть вещи, ради которых стоит жить. И всё это "ради" очень важно. Интервью с другими участниками вокального ансамбля "Проект П" читайте на нашем сайте по Понедельникам и Пятницам. Все материалы можно найти по ссылке. Фото: Вячеслав Андреев, Александр Соколович, Елена Корб, Ксения Тиссен, Анна Мезер и из личного архива героини публикации

#Проект П. Мария Степанова: "Петь соло для меня - это постоянный барашек в голосе"
© Омск Здесь