Премьера повести "Вий" на сцене: Даниил Спиваковский поставил моноспектакль по Гоголю
"Музыкантов!" — кричит актер Даниил Спиваковский, и под звуки музыкального трио — флейта, балалайка и баян, на котором играет дирижер Даниил Стаднюк, — пускается вприсядку, а потом лихо пляшет. Вчерашний вечер в рамках абонемента "Классика с Даниилом Спиваковским" в Московском международном доме музыки, где актер впервые прочитал гоголевского "Вия" в сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, был похож на полноценный моноспектакль.
Читка для просвещения
На вопрос, почему он выбрал именно повесть "Вий", Спиваковский отвечает: "В своих чтецких программах, которые уже более 10 лет — одна из ипостасей моей актерской деятельности, я читаю русскую классику, мировую классику, работаю с разными музыкальными коллективами от симфонических оркестров и народных ансамблей до солирующих музыкантов. И, естественно, в репертуаре моих чтецких программ произведения Николая Васильевича Гоголя: это и "Мертвые души", и "Ревизор", и "Ночь перед Рождеством", и "Шинель", и вот наконец-то "Вий". Николай Васильевич — великий русский писатель, очень современный, я очень его люблю и рад, что соприкасался с его произведениями и в драматическом театре, и в кинематографе, и в своих чтецких программах. Мне кажется, вопрос, почему актер берет для исполнения Гоголя, сам подразумевает ответ. Комментарии излишни".
В рамках абонемента в Доме музыки актер исполнил уже более двадцати классических произведений, кроме того, объездил с чтецкими программами всю Россию, занимаясь просветительской деятельностью. Этот жанр, известный с советских времен, в последние годы на пике популярности. Современные дети не любят читать, да и взрослые читают гораздо меньше. Но все больше людей хочет услышать классику со сцены, особенно если ее читают талантливые актеры. Лучшее доказательство этому — аншлаг в Камерном зале на вечере Спиваковского. Многие из зрителей пришли с детьми и ловили каждое слово, мгновенно реагируя на смешные моменты и замирая в страшных.
Гоголь на современный лад
Актер сидел справа от оркестра, перед ним на пюпитре были разложены листы повести почти такого же формата, как ноты музыкантов. Спиваковский, точно следуя сюжету, выбрал для читки самые интересные и эффектные моменты гоголевского текста, немного сократив его. От этого повесть "Вий", впервые опубликованная в 1835 году, в исполнении Спиваковского звучит современно и захватывающе. Ее главный герой — студент бурсы, философ Хома Брут, случайно убил панночку-ведьму, по ее завещанию три ночи подряд читал в церкви над ее гробом заупокойные молитвы, гроб летал, покойница пыталась его убить, в последнюю ночь ей это удалось.
Читая текст, Спиваковский играет всех героев повести — от бурсака Хомы Брута до Вия. Но это не психологическое погружение. Актер сохраняет дистанцию между собой и гоголевскими персонажами и иронический взгляд на некоторых из них. В его версии сотник, отец панночки, похож, скорее, на криминального авторитета. Сельчане рассказывают об ужасах, сотворенных ведьмой при жизни, с современными, слегка приблатненными интонациями. А философ Хома Брут хоть и хитроват, но очень молод и побаивается сильных мира сего. Оркестранты в случае необходимости становятся партнерами Спиваковского. Например, рассказывая, как Хому, пытавшегося сбежать, остановила тяжелая рука казака Дороша, актер кладет свою на плечо сидящего рядом музыканта.
Крестоносцы во Пскове
Атмосферу, соответствующую каждому эпизоду, создает музыка в исполнении оркестра под управлением дирижера Даниила Стаднюка. Что выяснилось с первых минут: гоголевскую фразу "Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол" дополнил фрагмент из произведения современного композитора Владимира Комарова "Русские кружева", наполненный колокольным звоном.
По словам дирижера Даниила Стаднюка, для читки "Вия" они со Спиваковским выбрали фрагменты из произведений Стравинского, Прокофьева и Мусоргского в аранжировке для оркестра народных инструментов. Музыка, сопровождая чтение Спиваковского, то дополняет его новыми красками, то звучит отдельно, и тогда живое и динамичное исполнение оркестрантов создает особый эмоциональный ряд, то смолкает на монологах.
Крик петуха, который раздавался по утрам, заставляя нечисть уйти, имитирует флейта. В момент появления инфернального Вия, по словам дирижера, звучит фрагмент "Крестоносцы во Пскове" из кантаты "Александр Невский" С.С. Прокофьева. А когда Спиваковский в обарзе Хомы Брута отчаянно пляшет, собираясь провести в церкви последнюю ночь, Стаднюк, оставив дирижерский пульт, играет на баяне в составе солирующего трио.
Один в трех лицах
И хотя действо на Камерной сцене Дома музыки похоже на полноценный моноспектакль, у него нет ни отдельного режиссера, ни автора сценического текста. "Все выходит из-под моего пера: я делаю сам все инсценировки своих моноспектаклей и сам выбираю музыку. И я — режиссер всех этих проектов, в некоторых из них я использую реквизит и, возможно, какие-то элементы костюма. Всегда очень подробно работаю с дирижерами: мы скрупулезно ищем подходящую музыку. Потом делаем экспликацию: где будет мелодекламация, где соло оркестра, где мои сольные фрагменты. Это кропотливая работа, если можно так сказать, работа под микроскопом. Но она стоит того", — говорит Спиваковский. В течение вечера актер выкладывается на сто процентов. И, очевидно, что абонемент в Доме музыки для него — один из способов реализовать свой творческий потенциал.
Ольга Романцова