Войти в почту

От «Не родись красивой» до тропических обезьян: разговор с режиссёром Артёмом Насыбулиным о сериалах и театре

Кто снимает самые популярные российские телесериалы? Приоткрываем дверь в закулисье киномастерской. Сегодня знакомимся с Артемом Насыбулиным, режиссером, снявшим за свою карьеру более тридцати сериалов в России и за её пределами.

— АРТЕМ, РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ ПРИШЛИ В КИНО?

Не сразу. Изначально я учился на инженера в МГСУ им. Куйбышева. Проучился там три курса, всё это время пытаясь поступить в театральное и начать учиться на актёра. К четвёртому курсу, наконец, вышло, мне удалось поступить на актёрский, преодолев этот жесточайший конкурс в тысячу человек на место. Инженерный диплом в итоге я, естественно, не защитил. Потому что совмещать что-либо с театральным просто невозможно. Да и не интересно уже было, полностью ушёл в новую стезю.

— ТЫСЯЧА ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО?! МНЕ КАЖЕТСЯ, МНОГИЕ СДАЮТСЯ, ЕДВА УСЛЫШАВ ТАКИЕ ЦИФРЫ, А ВЫ ПРОБОВАЛИ СНОВА И СНОВА. И ПОСЛЕ ЭТОГО, ОКОНЧИВ АКТЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ В “ЩУКЕ”, ВЫ ПОСТУПИЛИ НА РЕЖИССЕРСКИЙ?

Совершенно верно. И ничуть об этом не жалею. Напротив, такое плавное погружение в мир театра и кино многому учит. Всегда полезно уметь смотреть на сцену и съёмочную площадку с двух точек зрения: актёрской и режиссёрской. Это серьёзно облегчает взаимодействие и ускоряет многие процессы. Например, будучи постановщиком, учишься легче прощать актёром некоторую своенравность, когда сам побываешь на их месте и поймёшь тяготы профессии. Ведь актёр — это действительно очень сложная профессия, кто бы что ни говорил.

— КАКОЙ БЫЛА ВАША ПЕРВАЯ КИНОРАБОТА?

Могу сказать, что это точно было не скоро после обучения. Первые пять лет я работал, как положено, актёром в театре, в том числе в Эстонии. Параллельно с этой работой я уже поступил на режиссёра, там отучился, и только году в 2006 режиссёр сериала “Не родись красивой” Александр Назаров вдруг пригласил меня снять несколько сцен. Они очень понравились продюсерам, и довольно скоро меня взяли снимать следующий проект, который назывался “Любовь как любовь”.

—ТАК КАК ВЫ ПРИШЛИ В КИНОСЪЁМКУ ПОСЛЕ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНОЙ И УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ В ТЕАТРЕ, РАССКАЖИТЕ, ЧЕМ ДЛЯ ВАС БЫЛ ПОЛЕЗЕН ЭТОТ ОПЫТ. СТОИТ ЛИ КИНОРЕЖИССЕРУ НАЧИНАТЬ С ТЕАТРА?

Я считаю, что это, безусловно, полезно. Театр учит делать сразу и хорошо. В театре не исправишь неудачную сцену монтажом, зритель видит сразу всё! И зритель в театре все-таки другой, он смотрит на происходящее на сцене пристальнее, чем по телевизору или в кино, с большим вовлечением. Потому и ответственность там больше. А опыт работы с такой ответственностью всегда полезен как актёрам, так и режиссёрам, это я могу сказать абсолютно точно.

Вообще, театром можно и нужно заниматься, даже совмещая это с кинопроизводством. В кинотеатральном и театральном искусствах, можно сказать, “задействуются разные мышцы”. Если занимаешься только одним, то другие мышцы атрофируются. Да, совмещать не у всех выходит, но те, у кого получается, — большие молодцы

— ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ЗА СЧЕТ СВОЕГО ОПЫТА ЛЕГКО НАХОДИТЕ ОБЩИЙ ЯЗЫК С АКТЁРАМИ. С КЕМ ИЗ ЗВЁЗД ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ РАБОТАТЬ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛСЯ?

Вы удачно спросили. Буквально недавно я работал над новым проектом с целым “созвездием”. У меня там были: Денис Шведов, Юрий Черсин, Аня Чиповская, Софья Эрнст. Понравилось работать со всеми. Помимо того, что они звёзды, они ещё и прекраснейшие актёры, настоящие профессионалы. Это был проект “Доктор Преображенский”, второй сезон. Сериал о первопроходцах пластической хирургии в советском союзе. Я его прямо сейчас монтирую. Но кроме актёрского состава ничего пока не могу рассказать, сами понимаете. Ждите на экранах.

— ДАВАЙТЕ ТОГДА ПОГОВОРИМ О ПРОШЛЫХ ПРОЕКТАХ, БЛАГО У ВАС ИХ МНОГО. КАКИЕ ЗАПОМНИЛИСЬ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО, КАК РЕЖИССЕРУ?

Да, действительно, было много чего запоминающегося, но я бы отметил в первую очередь работу над сериалом “Остров”. Мы четыре месяца снимали на Сейшелах. Все съёмки были одним большим квестом.

Дело в том, что мы не просто снимали первый русский сериал на тропическом острове, мы в принципе были первыми, кто снимал художественный сериал на Сейшелах. Из-за этого возникали некоторые проблемы, потому что там никто к этому делу не привык.

— С ЧЕМ ИМЕННО ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ?

Да много с чем, я об этом наверное книгу напишу! Во-первых, изначально съёмки должны были проходить в Тайланде, а там совершенно другая флора и фауна. Хотя, казалось бы, всё рядом. А живность была вписана в сюжет, без неё никак. У нас среди действующих лиц были обезьянка, попугай, свинка и собака. Никого из них мы на островах не нашли. Пришлось завозить. Но обезьянку привезти мы долгое время не могли, потому что Эмиратские Авиалинии к себе на борт приматов не пускают. Поэтому ради обезьянки нам пришлось гонять частный самолёт, я не шучу. Они с дрессировщиком потом сделали пересадку на Мальдивах и прилетели. Но когда этот самолёт прилетел, оказалось, что приматов в Республику Сейшелы не пускают. В общем, только про эту обезьянку уже можно снимать отдельный короткий метр. И можно бесконечное количество более мелких историй рассказать. Опыт был действительно интересный.

— КСТАТИ, ЧТО ВЫ, КАК РЕЖИССЕР С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ, ДУМАЕТЕ О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ КИНО- И СЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Думаю, что сейчас помимо очевидных проблем возникают и возможности. В первую очередь, конечно, зрители обратят большее внимание на российское кино и сериалы. Ведь раньше приходилось конкурировать с голливудскими блокбастерами, через которые нашим иной раз просто невозможно пробиться и завоевать это зрительское внимание. В короткой перспективе уменьшение конкуренции, я думаю, пойдёт на пользу нашей индустрии. В долгосрочной — уже, наверное, нет.

— КАКИЕ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ ЛИЧНО У ВАС?

Сейчас меня привлекает полнометражное кино, есть идеи на этот счёт. Дело в том, что не так давно я получал награду на фестивале “Кино-Шок”, там наш минисериал показывали на большом экране, я имел возможность смотреть на живую реакцию зрителей. Это незабываемый опыт! И этого опыта режиссёр телесериалов во многом лишён. Поэтому сейчас смотрю в сторону полного метра, во многом ради этой живой зрительской реакции. Это действительно ближе к театру, который я так люблю.

Марина Петрова

Полная версия материала доступна в «ИКС ТВ».