Курянка создает украшения из проволоки в стиле фэнтези
Анастасия Новикова создаёт утончённые украшения из проволоки и камней Примерно 10 лет назад девушка познакомилась с творчеством Дж. Р. Р. Толкина. Мир эльфов захватил настолько, что она и сама стала заниматься волшебством – превращать обычную проволоку в ободки, серьги, браслеты, заколки для волос и многое другое. Куклы, вышивка, пирография Практически каждая женщина в России хотя бы немного умеет шить, вышивать или вязать. Есть и те, кто наловчился делать простые украшения из эпоксидной смолы, бисера или проволоки, например. А есть и мастера, которые возвели своё хобби в ранг искусства. Они далеко ушли от наскоро скрученного колечка из проволоки, найденной в гараже у отца. Украшения из проволоки и натуральных камней Анастасии Новиковой заказчицы готовы терпеливо ждать неделями. Очередь у мастерицы расписана на месяцы вперёд. В России её украшения живут в городах и деревеньках от Калининграда до Владивостока. Одни из последних работ Анастасия отправила в Дагестан, Удмуртию, Краснодар, Владимир, Анапу. Фанаты флористических украшений есть и за границей. Посылки с украшениями в стиле фэнтези, которые создала курянка своими руками, хранятся у заказчиц из Великобритании, Канады, Нидерландов, Франции. Первые годы Анастасия вела интерактивную карту, где отмечала города и страны, в которых теперь живут изделия, но это занятие ей быстро наскучило. Любовь к творчеству проявилась ещё в раннем детстве, когда маленькая Настя, уроженка посёлка Северного Ленинградской области, шила наряды своим куклам. Когда девочке было всего 5 лет, она с родителями переехала в Курск. Здесь Анастасия Новикова окончила школу и юрфак в ЮЗГУ. По профессии девушка никогда не работала, только творчество всего сопровождало мастерицу. – Рукоделием занимаюсь, сколько себя помню. В детстве постоянно шила одежду своим куклам, в более сознательном возрасте посещала кружок по вышивке и участвовала в выставках, а уроки труда были самыми любимыми в школе. Собственно, с вышивки и начала свой путь моя мастерская. Проволока стала основным направлением в 2013 году, лишь через два года после создания мастерской, – рассказывает мастерица. До 2015 года Анастасия работала в офисе сотовой связи, потом ушла в декрет и не вернулась. Девушка вложила все силы в развитие своей творческой мастерской. Анастасия Новикова отметила, что у неё перед глазами были несколько успешных примеров, когда люди зарабатывали на жизнь творчеством. – К украшениям я пришла не сразу, в самом начале пути были вышитые салфетки и картины, потом были плетёные браслеты из вощёного шнура и текстильные игрушки, ловцы снов, пирография. Пыталась найти то направление, которое увлечёт. И в какой-то момент, работая с проволокой, поняла, что это оно! Я хочу дальше развиваться именно в этом направлении. Надеюсь, никто никогда не увидит мои первые изделия из проволоки, стыдно за них. Были, конечно, и неудачные попытки, неудачные изделия, довольно долго искала подходящие именно мне материалы, с которыми было бы комфортно работать. Это довольно долгий путь, и оглядываясь на все те трудности, с которыми пришлось столкнуться, я очень рада, что не отступилась и продолжила раз за разом пытаться приручить металл, – рассказывает Анастасия Новикова. Техника, в которой сейчас творит Анастасия Новикова, называется wire wrap, что в переводе на русский язык означает «кручение проволоки». Произносить наш вариант долго и сложно, поэтому мастера предпочитают английское название. В работах Анастасии Новиковой преобладает флористическая тема, природные сюжеты, всегда есть завитки, спирали, ветви. – Название моей мастерской «Эльфийская Лавка» пришло само. На тот момент я познакомилась с творчеством Дж. Р. Р. Толкина и эльфы, их красота, мудрость, изящество, культура настолько глубоко запали мне в душу, что хотелось создавать что-то подобное своими руками, быть причастной к этому чарующему миру. Я рада, что у меня есть возможность заниматься любимым делом, – делится мастерица. Драконьи запасы В своей квартире Анастасия Новикова обустроила уютный рабочий уголок. Стол и полочки, где хранятся камни, бусины, проволока и инструменты отгорожены ширмой. – Драконьи запасы весьма велики и всё равно в процессе кажется, что неплохо бы иметь ещё то и это. В итоге набирается огромный список того, что нужно. Наверное, невозможно утолить свой аппетит в полной мере, когда дело касается камней. Некоторые бусинки и подвески могут лежать годами в ожидании своего часа. Во время недавней уборки обнаружила алюминиевые чешуйки, которые были куплены лет 8 назад. Только в этом году я стала активно использовать их в работе, – делится Настя. Бусины для работы мастерица хранит в пластиковых секционных боксах по оттенкам – каждому цвету свой бокс. Кабошоны из натуральных камней, кристаллы Анастасия хранит отдельно в шкатулках. – Цены на материалы и камни везде разные, со временем приходит понимание, у каких продавцов цена явно завышена, а где оптимальное соответствие цены и качества. На то, чтобы найти постоянные точки закупок, может уйти не один год, поэтому многие мастера могут довольно агрессивно реагировать на просьбы новичков поделиться контактами проверенных продавцов. Натуральные минералы – весьма дорогое удовольствие, цена на каждый вид бусин или кабошонов будет своя, в зависимости от ценности самого минерала и качества его обработки. Так, нить мелкого огранённого цоизита обойдётся примерно в 350 рублей, а нить турмалина – не меньше 1000 рублей, – отмечает девушка. Анастасия рассказывает, что долго не могла найти проволоку, с которой ей было бы комфортно работать: пластичную, прочную, которая хорошо держит форму. – В период поиска подходящего металла, марки производителя были проблемы с изделиями – линии и витки получались грубыми, где-то облазило покрытие, где-то обламывалась проволока, и приходилось начинать всё сначала. Дольше всего приручению не поддавались заушные каффы, получалось совершенно не то, что мне хотелось, и в итоге я сосредоточила внимание на других видах украшений – кулонах и колье. Я использую в работе медь и латунь, закупаю проволоку в специализированных магазинах для рукоделия, поэтому цена на неё значительно выше, чем на проволоку, добытую самостоятельно из строительных магазинов. Больше всего сложностей возникло с поиском качественной посеребрённой проволоки, пробовала разные бренды, некоторая проволока могла потерять товарный вид ещё в мотке. Появлялся налёт, она желтела или темнела, что очень огорчало, потому что посеребрение – удовольствие дорогое, – отмечает мастерица. Анастасия Новикова отмечает, что именно посеребрённая проволока – самый дорогой расходный материал в её творчестве. – Если говорить о самых используемых расходниках, запасы которых приходится пополнять чаще всего, то это, конечно же, проволока, чешское стекло и кабошоны из натуральных камней. Нужны качественные расходники, в которых можно быть уверенной. Проволока, с которой я работаю, производится в США. На данный момент есть трудности с её закупкой: помимо отсутствия поставок, ценник на неё вырос в несколько раз, – рассказывает Анастасия. Голыми руками украшения из проволоки не скрутишь, поэтому в арсенале Анастасии есть богатый набор инструментов. Я уже два года пишу о мастерицах, которые создают что-то своими руками, поэтому список инструментов меня поначалу не удивил. Практически у всех встречаются кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, тонкогубцы и так далее. А вот когда Анастасия достала молоток и поставила на рабочий стол наковальню, пусть и гномьего размера, я была весьма удивлена. Они нужны, чтобы делать проволоку плоской. – Я закупала свой комплект много лет назад. Его стоимость не меньше 10000 рублей. Лучше, конечно, сразу приобретать качественные инструменты, с ними гораздо комфортнее работать и они реже ломаются, но в этом случае нужно быть готовым к увеличению ценника на готовый комплект раза в три, – делится Анастасия. Советы для начинающих Анастасия Новикова рекомендует, что должно войти в базовый набор для новичка в кручении проволоки: - моток медной проволоки сечением 0,8 мм и 0,3 мм, - круглогубцы, плоскогубцы, бокорезы, - надфиль, - бусинки для декора. По словам мастерицы, этот набор позволит прочувствовать проволоку, научиться её гнуть, попробовать различные виды обмотки. В интернете можно найти бесплатные уроки для начинающих. Новичку прощу будет начать с кулона с крупной круглой бусиной. Анастасия Новикова говорит, что в сфере медицины и маникюра можно найти вспомогательные инструменты. Например, пинцеты и пилочки. – Предпочитаю придерживаться позиции, что лучше использовать в работе специально для этого предназначенные инструменты. Мои самые любимые инструменты производятся под брендом Beadsmith, лучше я пока ничего не нашла. В строительных магазинах на свой страх и риск можно приобрести инструменты на первое время, но они очень низкого качества, могут рассыпаться прямо в руках, не дают делать плавные линии, могут оставлять сильные вмятины и царапины на проволоке. Из подручных средств у меня портновские булавки и разные цилиндры, заменяющие мне болванки, – рассказывает мастерица. «Ранние работы – тихий ужас» Свои первые работы мастерица щедро дарила друзьям и близким, а первые продажи случились на ярмарке изделий ручной работы. – К сожалению, у меня просто ужасная память и я не помню, какое украшение сплела первым. Но у меня в сообществе «ВКонтакте» есть альбом с ранними работами, и это тихий ужас, надеюсь, его никто никогда не найдёт, – шутит Анастасия. Анастасия Новикова говорит, что в самом начале своего творческого пути иногда получала замечания от опытных мастериц за неверно указанные названия используемых минералов и необработанные края проволоки. – Не то чтобы это меня как-то задевало, но всё же склоняюсь к тому, что непрошенной критики быть не должно, а если уж очень хочется указать на какую-то ошибку, то делать это нужно в максимально корректной форме. Критика, сомнения в себе и сейчас есть, синдром самозванца – наше всё. Безмерно благодарна супругу за поддержку, он постоянно напоминает мне о том, что нужно ценить свой труд, – отмечает девушка. Анастасия Новикова говорит, что каждое новое изделие – чистой воды импровизация. Она не рисует эскизы, редко продумывает конкретный образ изделия. – Я просто сажусь за рабочий стол, раскладываю перед собой материалы, которые откликаются на данный момент, беру в руки проволоку, а потом случается настоящее волшебство, украшения плетутся сами собой, я лишь направляю проволоку. Кстати, поэтому я не беру индивидуальные заказы, они для меня – пытка, – рассказывает Настя. Мастерица говорит, что берёт заказы на повторы своих же работ. Но только в случае, если повтор возможен. По словам Анастасии, в 90% случаев изделия выполнены в единственном экземпляре. – Под индивидуальными заказами я понимаю воплощение чужого эскиза, когда присылают картинку и говорят: «Хочу так и никак иначе». От таких заказов я отказалась пару лет назад. Столкнулась с очень сильным внутренним сопротивлением, даже если вижу, что, скорее всего, справлюсь с поставленной задачей, могу откладывать его воплощение вновь и вновь, месяц за месяцем. Но это уже очень некрасиво, ведь человек всё это время ждёт. Теряю на таких заказах слишком много энергии, поэтому больше их не беру. Исключение могу сделать только для какого-то дорогого мне человека, – рассказывает Анастасия Новикова. Мастерица рассказала и о самых необычных заказах. Однажды Анастасия плела лямки из шнуров для сарафана. – Самый странный заказ – пришлось плести повтор одной модели кулона три раза, потому что у заказчицы «не было отклика в душе». Хотя визуально они выглядели все одинаково, насколько это возможно в моей сфере, – отмечает Настя. Подобно лесной нимфе, Анастасия любит крутить проволоку в тишине и уединении. – Стараюсь решать все рабочие вопросы днём, потому что вечером меня ждут домашние обязанности и дети. Самый любимый этап в работе – это подборка материалов, когда ты видишь, что должно получиться что-то чудесное, но ещё не знаешь, что именно, меняешь вариации и удивляешься новым внезапным идеям, нелюбимый – полировка, это очень грязный и долгий процесс, – отмечает Настя. Мастерица рассказывает, что скорость изготовления зависит от сложности изделия и количества самого плетения в работе. Кроме того, финишная обработка украшения занимает часы и дни. – Самое-самое простое колечко можно скрутить минут за 15, а вот на колье может уйти день. Медные украшения сначала нужно запатинировать (состарить), потом их нужно отполировать, промыть и хорошенько просушить, а в некоторых случаях ещё и защитным лаком в несколько слоев покрыть. Личный рекордсмен у меня в плане энергозатратности – серия украшений «Лесной полоз». Там так много плетения, что на изготовление одного ободка для волос может уйти неделя, – говорит Анастасия. «Дочери продолжат моё дело» Анастасия Новикова говорит, что в России сложно продавать изделия ручной работы, поэтому до санкций многие мастера продавали свои работы за рубеж. – В период пандемии заказов резко стало меньше, людям было не до того. Санкции нанесли второй удар после пандемии. В нынешних условиях заниматься крафтом стало очень тяжело. Цены на все расходники увеличились, на некоторые позиции в несколько раз, многие материалы вообще исчезли из продажи и заказать их где-либо не представляется возможным. Мне крупно повезло, что я в своё время не стала вкладывать ресурсы в Etsy – это самая известная зарубежная платформа изделий ручной работы. Больно было наблюдать, как знакомые мастера в одночасье лишились магазинчиков, которые вели не один год. У меня есть постоянные заказчики, которые делают самые дорогие заказы, потому что заказывают сразу большую коробку украшений на подарки, и это здорово! Я очень благодарна им за это, – делится мастерица. Анастасия рассказывает, что крупные заказы состоят чаще всего из 10 несложных украшений общей стоимостью около 15000 рублей. Чаще всего коллекционеры делают выбор в пользу одного украшения, но сложного. – Свои изделия в последнее время дарю редко, только если точно знаю, что то, что я сотворила, идеально подходит кому-то из одаряемых по характеру, или если подружки сами закажут что-то в качестве подарка. В личной коллекции оставила кольцо, серьги с «фейскими» крылышками и парочку кулонов. Я так сильно напитываюсь ими в процессе создания, что даже и не хочется ничего. Неплохо бы сплести себе «Лесного полоза» и фибулу в виде снитча, но всё никак не могу выделить на это время. Сапожник без сапог. Когда мои украшения видят на мне прохожие и спрашивают, кто их сделал, то это отдельный вид удовольствия – сказать, что они – творение моих рук, – рассказывает Настя. Девушка говорит, что родители и супруг поддерживают её, семье нравится то, что она делает. – Дочери рады больше всех, у них в открытом доступе прекрасные каменья, бусины и украшения в неограниченном количестве. Помощников, к сожалению, у меня нет. Жду, когда подрастут дочери. Девочки уже потихоньку делают первые шаги, знакомятся с проволокой. Надеюсь, их интерес не угаснет со временем, это было бы здорово, если бы они продолжили моё дело, – говорит Анастасия.