Концерты недели: Гергиев, Сафина, Мацуев, Юровский, Никифорчин, Тарасевич-Николаев
Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра разожгут вулкан страстей, Алессандро Сафина воспоет души прекрасные порывы, лауреаты конкурса Хиблы Герзмава нарисуют картину душевных мук, оркестр "Русская филармония" замедлит ход времени, а Центр электроакустической музыки наделает шуму.
Кто играет: Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Что играет: Ф. Мендельсон - Симфония №4 ("Итальянская"), А. Брукнер - Симфония №4 ("Романтическая"), Р. Штраус - Симфоническая поэма "Жизнь героя", Г. Берлиоз - Фантастическая симфония.
Почему идти: "Итальянская" симфония Мендельсона своей беззаботностью и мелодической живостью отражает радость слияния с Вселенной. Проникнутая пафосом Четвертая симфония Брукнера, напротив, рисует извечный конфликт между миром и затерянной в нем личностью. Изумительная по красоте "Жизнь героя" Штрауса полна лукавства и самоиронии, а Фантастическая симфония Берлиоза отмечена смятением и глубоким душевным надрывом. Простодушие и героизм, накал эмоций и тихая философичность - разжечь этот вулкан страстей в "Зарядье" намерен Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра. Московские меломаны получат мощный энергетический заряд, который поможет им продержаться до Пасхального фестиваля, который стартует в столице 16 апреля.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 1, 2 марта; 2 500 - 8 000 руб.
Фото: ИП "Мартынов Кирилл Владимирович"
Кто играет: Алессандро Сафина.
Что играет: Opera-crossover.
Почему идти: Алессандро Сафина - живое воплощение девичьих грез. Античный нос, волосы цвета "соль с перцем", косая сажень - одним словом, мачо. Более того, он еще и поет оперным голосом, причем с первых же тактов понятно, что его конкурентам тут просто нечего ловить. Даже не по качеству вокала, а по его применению и души прекрасным порывам, в этот вокал вложенным. По счастью, Сафина не пересекает ту тонкую грань, которая отделяет сентиментальность от пошлости - и это главное. Впервые итальянский тенор спел в России в 2010 году, и с тех пор его концерты проходят у нас с аншлагом. "Я оставляю свое сердце здесь и надеюсь ещё вернуться к вам", - когда-то обещал Алессандро. И сдержал свое слово: концерт, перенесенный с 2022 года, станет частью его тура по городам России, включая Екатеринбург, Уфу, Санкт-Петербург и Москву.
Где, когда, сколько: "Крокус Сити Холл"; 7 марта; 2 500 - 4 000 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Филипп Селиванов), солист Денис Мацуев.
Что играет: С. Рахманинов - Вокализ (оркестровка автора), Симфоническая поэма "Утёс", Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Концерт № 4 для фортепиано с оркестром.
Почему идти: "Рахманиновские дни" Московской филармонии, посвященные 150-летию со дня рождения великого русского композитора, просто немыслимы без участия Дениса Мацуева, чья исполнительская манера идеально ложится на знаменитые фортепианные концерты. Два из них прозвучат на этот раз в зале "Филармония-2" - ярко, мощно, бравурно. Одним словом, по-мацуевски. Кроме того будет исполнена полная сдержанной страсти фантазия "Утес", а также знакомый каждому вокализ в оркестровке композитора. За дирижерским пультом РНСМО - победитель Международного конкурса им. Рахманинова Филипп Селиванов.
Где, когда, сколько: КЗ "Филармония-2";7 марта; 1 000 - 7 000 руб.
Фото: Олег Черноус
Кто играет: Вячеслав Васильев, Ольга Маслова, Алексей Кулагин и другие. Симфонический оркестр Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (дирижер Феликс Коробов).
Что играет: Дж. Верди - "Макбет".
Почему идти: Необычный для итальянской оперы сюжет "Макбета" с атмосферой зловещего мрака и жестокости держит зрителя в состоянии экстатического возбуждения и требует от певцов не только мощного вокала, но и сильной драматической игры. Вокальный потенциал баритона Вячеслава Васильева (Макбет), баса Алексея Кулагина (Банко) и сопрано Ольги Масловой (леди Макбет) после их триумфа на Международном конкурсе Хиблы Герзмава сомнений не вызывает. А насколько новые звезды российской оперы так же одарены актерским талантом мы узнаем на спектакле в МАМТ, где состоится их дебют в полной зловещих страстей опере Верди.
Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; 4 марта; 600 - 2 500 руб.
Фото: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Кто играет: Симфонический оркестр студентов Московской консерватории (дирижер Дмитрий Юровский), солисты Ирина Долженко, Николай Казанский, Александр Ключко.
Что играет: С. Рахманинов - Концерт №1 для фортепиано с оркестром, "Утес", ария "Алеко" из оперы "Алеко", дуэт из оперы "Эсмеральда" (первое исполнение), "Князь Ростислав".
Почему идти: 150-летие со дня рождения великого композитора его alma mater встречает уникальной концертной программой "Молодой Рахманинов". В нее вошли произведения, созданные во время учебы в Московской консерватории и мировая премьера дуэта из недописанной оперы "Эсмеральда". Об истории этого сочинения обещает рассказать публике Дмитрий Юровский, который встанет в этот вечер за дирижерский пульт. "Музыка интересная, неожиданная, там даже есть элементы модернизма", - интригует маэстро. Нам остается поверить его словам и дождаться премьеры, чтобы еще раз убедиться в глубоком и самобытном таланте гения русской музыки.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 28 февраля; 500 - 2 000 руб.
Фото: "Русконцерт"
Кто играет: Государственная академическая симфоническая капелла России (дирижер Иван Никифорчин), солист Арсений Тарасевич-Николаев.
Что играет: Ф. Лист - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Венгерская рапсодия № 2, Р. Вагнер - вступление к 3 акту оперы "Лоэнгрин", вступление и Смерть Изольды из оперы "Тристан и Изольда", "Полет валькирий" из оперы "Валькирия", К. Сен-Санс - Danse macabre, "Вакханалия" из оперы "Самсон и Далила", Дж. Верди - Увертюра к опере "Сила судьбы".
Почему идти: Проникновенная лирика уравновешивается в программе концерта экстатической патетикой. Мистическая "Пляска смерти" Сен-Санса и романтически приподнятая Венгерская рапсодия № 2 Листа покоряют разнообразием настроений, а фрагменты из опер Вагнера полны сокрушительной силы и драматизма. Государственная симфоническая капелла России под управлением Иван Никифорчина донесет эти шедевры до публики с помощью солиста Арсения Тарасевича-Николаева - представителя известной музыкальной династии и одного из самых ярких пианистов своего поколения.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 3 марта; 600 - 4 000 руб.
Фото: "Русская Филармония"
Кто играет: Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония", солисты Дарья Зыкова, Сергей Писарев.
Что играет: Т. Альбинони - Adagio, В.А. Моцарт - Andante из Концерта для фортепиано с оркестром №21, К. Дебюсси - Лунный свет, К. Сен-Санс - Лебедь, Ж. Массне - Размышление, Дж. Гершвин - Summertime, Г. Миллер - Серенада лунного света и др.
Почему идти: Жизнь в мегаполисе полна стрессов - дело известное. Как выжить в таком напряжении? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, и расслабляющая музыка - не худший из ответов. Программа "Релакс в большом городе" до предела наполнена сладкозвучными мелодиями: Дебюсси, Сен-Санс, Альбинони, Моцарт и Массне - далее по списку. Созданная оркестром "Русская филармония" для релаксации программа достигает гораздо более высокой цели - она замедляет ход времени. А в некоторых моментах время и вовсе замирает.
Где, когда, сколько: Московский Международный Дом музыки; 2 марта; 2 000 - 5 000 руб.
Фото: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Кто играет: Феодосия Миронова, Евсевий Зубков, Игнат Красиков, Мария Корякина, Юлия Мигунова, Алиса Гражевская, Вячеслав Чиркунов, Сергей Полтавский, Николай Попов, Олег Макаров.
Что играет: В. Дешевов - "Рельсы", С. Прокофьев - "Фабрика", А. Мосолов - "Завод. Музыка машин", Н. Попов - ARTRA, А. Шуберт - Sensate Focus, М. Веттль - "Ноктюрн", М. Байль - Key Jack, К. Эссл - Lexikon sonate, М. Байль - "Караван".
Почему идти: От первых опытов использования индустриальных шумов в музыке начала ХХ века до взаимодействия с компьютерными программами в творчестве современных авторов - концерт в Рахманиновском зале Консерватории призван разрушить стереотипы. Меломаны, чьи интересы ограничены академической классикой от Баха до Оффенбаха или индастриалом от Throbbing Gristle до Einstuerzende Neubauten, откроют для себя новые горизонты. В проекте "Музыка машин" Центра электроакустической музыки при поддержке EXEED прозвучат знаменитые конструктивистские опусы Прокофьева, Мосолова и Дешевова наравне с произведениями ныне живущих композиторов, чьи имена известны узкому кругу посвященных. Войти в этот круг не только лестно, но и чрезвычайно интересно.
Где, когда, сколько: Рахманиновский зал консерватории; 1 марта; 500 - 2 000 руб.