Фильм «Принцесса балета»: сказка для неокрепших умов, или реальная проблема взрослого мира?
Танцевальная мелодрама «Принцесса балета» стартует в российских кинотеатрах со 2 марта 2023 года. Показом актуального французского драмеди занимается кинопрокатная компания Russian World Vision, известная российским зрителям по фильмам «Оливье» и «Одиноки вместе».
Автором сценария и постановщиком фильма является режиссер из Франции Рамзи Бен Слиман. Кинематографист может быть известен широкой публике по драме 2016 года «Моя революция», номинированной на Хрустального медведя фестиваля в Берлине в качестве лучшего художественного фильма для молодежи.
Сюжет киноленты посвящен юной темнокожей танцовщице Нинэ, мечтающей стать звездой французского балета. Однако для осуществления этого необходимо не только бесконечно трудиться у хореографического станка, но и получить классическое образование в лучшей балетной школе при Парижской опере. Правда, путь туда заказан всем «нестандартным» балеринам — что уж говорить о «цветной» девочке из неблагополучного района с генетически заложенным кодом на «толстую кость». Тем более, когда против ее присутствия в школе сама директриса. Исполнителями центральных персонажей истории являются актеры с соответсствующим цветом кожи: Уми Бруни Гаррель («Этот новый мир»), Аиса Маига («Однажды в апреле») и Стив Тьеншо («Отверженные»), а также Майвенн («Нокс») в образе утонченной, если не сказать «фарфоровой», примы-балерины «на пенсии». Соответствует ли слоган фильма «Каждая может стать суперзвездой!» действительности, либо расовое «превосходство» всегда сильнее — порассуждаем в рецензии «Слово и Дело».
Чудеса — удел фильмов
Снимать фильмы на спортивную и танцевальную тематику — всегда сложная и часто неблагодарная затея. Далеким от подобного мира (особенно от балета) людям события в таких кинопроектах кажутся наигранными, чрезмерно драматизированными, исключительными или даже вымышленными, а танцорам и спортсменам — наоборот, все те же эпитеты, но с приставкой «недо». При этом наивысшая степень «непрофессионализма» героев и поверхностного погружения съемочной группы легко читается, как только основными танцующими персонажами становятся дети. Казалось бы, какой спрос с них может вообще быть? Но сложно не замечать, как главная, а по сюжету еще и самая талантливая, одаренная балерина не умеет тянуть стопу, не выпрямляет колени, прыгает без должной амплитуды, а также имеет не самую превосходную растяжку на фоне своих экранных коллег. Можно, конечно, возразить: это же дети, профессионалам заметен их скрытый потенциал. Но никому из большого спорта и балета, за редким исключением в фильмах, не интересен спортсмен, которого нужно «переучивать». Его либо «собирают с нуля» с трехлетнего возраста, либо находят выращенные кем-то ранее уникальные и очевидные абсолютно всем таланты, которым нужен лишь грамотный тренер — некий наставник, продюсер и пиар-менеджер в одном лице. Чудес в спорте и балете, к сожалению, не бывает — казалось, именно об этом и повествует драма «Принцесса балета». Однако легкая брешь в сценарии оставляет надежду на чудо в судьбе сильной духом 12-летней балерины Нинэ. Но эта надежда, скорее, для «непосвященных».
Расовые и балетные предрассудки
Возьмут ли девочку в элитную балетную школу, примут ли ее местные именитые преподаватели и одноклассницы? Если да, то сможет ли главная героиня не просто удержаться в группе ровесниц, а выделиться и достичь каких-либо маломальских высот, либо же все ее будущее описывается фразой «десятая слева в кордебалете»? Ответ один: чудо здесь не поможет — только бесконечный труд и упорство самих дарований, плюс терпение их родителей. К слову, всех перечисленных критериев главной героине не занимать, но вот дисциплина, которая так ценится в балете и спорте, у нее явно хромает. Выросшая «по законам улиц» Нинэ привыкла «тыкать» взрослым, простодушно учить жизни как соперников, так и преподавателей, а также решать любые несправедливости кулаками. Однако такое хулиганское поведение не может сочетаться еще и с образом «белой и пушистой» балерины, где наибольший акцент на слове «белый». По крайней мере, в этом уверено большинство, среди которых и директор школы — классическая звезда балета Марианна Беладж (Майвенн). И, несмотря на то, что все участники балетного мира прекрасно осознают, что эта искусная маска лишь выдумка, а настоящему таланту преграды не страшны — давно запущенный парад лицемерия продолжается. Поэтому все хореографы игнорируют юную темнокожую танцовщицу, не хотят видеть ее прогресса, а обращают внимание лишь после ее эмоциональных всплесков, выходящих за рамки нормы. Хотя, казалось бы, какая разница, какого цвета кожа в спектакле про Белоснежку. Или сомнения все-таки присутствуют?
Что творит этот черный?
Стоит отметить, что тема расовой принадлежности и сопутствующих особенностей — весьма острая и животрепещущая не только для спортивного мира или кинематографии, но и для всех остальных людей в целом. Поэтому отдельная благодарность авторам за поднятие ее в обществе, ведь традиционно «запреты» на попадание в высшее балетное общество завязаны исключительно на присутствии таланта в сочетании со «львиной хваткой». А здесь неожиданно неизвестная «черная птица» нарушает стройные ряды белых лебедей. Правда, при просмотре фильма возникает ощущение, что эта тема не получила должного развития. Конечно, зритель узнает, что помимо ненавистных «лишних» килограммов, «кривых» ног и «оттопыренных» ушей существует неприязнь к цвету собственной кожи. И если большинство «недостатков» можно попробовать исправить хирургически, то кожу отбелить — на грани фантастики. Если вы не Майкл Джексон, конечно. Однако, как главной героине удается поменять скрепы в головах ее окружения — загадка. Поскольку эта «смена полярностей» в фильме происходит то ли на фоне всеобщего гормонального всплеска, то ли буквально по щелчку пальцев. Вот самоотверженно танцующая сутки напролет Нинэ всех раздражает, как вдруг все, в особенности директриса, внезапно готовы сжалиться, носить ее на руках и называть будущим мирового балета. Откуда такие перемены — непонятно. Танцевать еще больше или лучше она не стала, цвет кожи не поменяла. Единственное, на что уповают сценаристы, так это на таинственное прошлое Беладж и ее «запретное» восточное происхождение. Ведь оказывается, настоящее имя кумира миллионов — Марьям Бел-Хадж, а ее звание и карьера достались ей не за красивую фигуру и «фарфоровое» личико, а (вот неожиданность) благодаря огромному труду, сквозь тернии. Но почему-то молодая женщина не любит таких же «достигаторов», как она сама, а также вынуждена скрывать собственное прошлое — никак не объясняется. Не проясняется и тот факт, почему талантливая арабка стала рьяным же борцом «за чистоту» расы в балете. Видимо, стадный эффект или балетные «законы». А если последнее — то почему высокопоставленная прима-балерина решилась их нарушить.
К финалу фильма вопросов оказывается больше, чем ответов. При этом «Принцесса балета» при всех своих недостатках оказывается довольно светлой драмой, а также приятной, даже в техническом плане, и весьма мотивационной картиной.
Однако возрастной ценз «12+» как бы намекает: смотри, вдохновляйся, но сильно не задумывайся. Поскольку в сюжете отсутствует одна важная составляющая — катарсис, необходимый, увы, после любой кульминации и перед каждой развязкой.
Поэтому для юных балерин и их родителей это отличный воодушевляющий пример — правда, без «руководства к действию». Но для «заматерелых» профи — лишнее напоминание, что реальный мир далек от сказки.