Интервью с поэтом Ярославой Саниной: "Согревая других, можно согреться"
Сегодня в проекте #встречисавтором поэт и автор-исполнитель Ярослава Санина . Потомственный художник, омский бард и искромётная женщина - Ярослава в детстве обнаружила в себе писательскую жилку, с тех пор и творит. Она философски подходит к жизни и ценит общение с людьми и новые интересные знакомства. В интервью "Омск Здесь" Ярослава расскажет о том, почему не разделяет музыкальное и поэтическое творчество, о чём были её "детские" романы, почему вернулась в Омск из Израиля, а также о своей философии и культурных тенденциях последних лет. - Как в вашей жизни появилось творчество и что оно для вас значит? - Это произошло, когда я училась в средней школе. Я увидела ребят-стройотрядовцев на вокзале с гитаркой, они что-то пели. А я подумала, как им хорошо, у них было такое хорошее настроение. И вот я чего-то этого, видимо, искала, какой-то общности и общения с людьми. И я думаю, что если человек занимается тем, что ему интересно, он обязательно найдёт общение с людьми в любом деле и найдёт себе друзей. Так у меня получилось по жизни: большинство друзей моих пришли в мою жизнь благодаря авторской песне и продолжают приходить, новые замечательные, классные люди. Поэтому прежде всего это люди. А само творчество - это способ выражения себя. Тебе хочется петь - берёшь и поёшь. Если говорить о литературе, то я писала с детства очень много. Это были какие-то романы, сумасшедшие, длинные-предлинные, иногда были стихи. Но когда начинала взрослеть, я перешла на песни и стала писать много песен. Это стало моим постоянным хобби, я очень много в этом варилась, много этому посвящала, ездила на фестивали. Я считаю, что песенный жанр, именно авторская песня, - это своего рода тоже литературное творчество. Потому что, если вы пишете эстрадный текст, эстрадные песни, то в них допустима лёгкость, в общем-то, можно даже сказать, бессмысленность. А авторская песня предполагает разговор по душам, когда делишься какими-то мыслями, иногда очень заковыристыми. Ведь издревле так и считалось. Тогда авторская песня называлась балладами и были бояны, которые ходили с гуслями, что-то рассказывали, но называлось это песнями. Поэтому я себя не делю на поэта и автора-исполнителя. Я существую так: что-то сложилось таким образом, что получилась песня, а что-то появляется просто в виде стихотворения и не требует ничего дополнительного. Писать стихи вот прямо так часто я стала сравнительно недавно, когда вдруг мои друзья попросили меня выпустить книжку и даже помогли мне собрать на это средства. И в процессе работы у меня вдруг "попёрло". Я стала много писать именно стихов. Когда книжка была готова, я поняла, что это вообще всё не то, надо всё по-другому делать. И вот сейчас готовлю к выходу другую книгу, маленькую - уже со стихами немного другого характера. - О чём были романы, которые вы писали в детстве? Касаетесь ли прозы сейчас? - О чём ребёнок может писать романы? Конечно же, о приключениях, путешествиях, любви и ненависти, дружбе и предательстве. Годам к двенадцати мои произведения стали более короткими (скорее, новеллы и рассказы), но зато стилистически оформленными. К сожалению, кипы толстых тетрадей и так называемых амбарных книг не выдержали то ли череды ремонтов, то ли моего долгого отсутствия и бесследно исчезли. - Вы 15 лет прожили в Израиле. Почему пришлось уехать и как это отразилось в вашем творчестве? - Я не собиралась уезжать из Израиля насовсем. Просто воспользовалась возможностью повидать родных во время короткой войны 2007 года. Тем, кто жил в обстреливаемых районах, выдали ссуду на съём жилья там, где спокойнее. В Омске пришлось задержаться, и я устроилась на работу дизайнером в рекламное агентство. Давно забытое ощущение кайфа от того, что с сотрудниками можно говорить по-русски, общение со старыми и новыми друзьями, любовь и тепло моей семьи задержали меня основательно. Теперь, если соберусь в Израиль - скорее, в качестве гостя. На творчестве моём отразилось не то, что я уехала оттуда, а то, что я там жила. Это страна со своим стойким и гордым характером, красивой природой, музыкальным языком и многими дорогими мне людьми. Израильские впечатления и воспоминания иногда приходят в мои стихи. - Вам нравится сегодняшняя литература? - Мне кажется, что всё, что происходит с культурой, то же происходит и с песней, и с литературой. Одна тенденция грустная началась ещё в 90-х - это коммерциализация жанра, и это касается всех направлений, хоть возьми литературу, хоть авторскую песню, хоть кино. Очень много делается штампов, что-то такое ширпотребное. Я на работе рисую за компьютером, и параллельно слушаю аудиокниги. Так сложно найти что-нибудь интересное, потому что ты видишь, что вот это штампы про попаданцев, а это штампы про эротический детектив. Неинтересно это всё уже. Но интересные книги и авторы есть. Просто нужно знать места. Я была бы сама рада, если бы мне кто порекомендовал, что сейчас почитать. А вторая тенденция, которая сейчас возрождается, как я чувствую, и принесёт с собой определённые вещи, которые характерны для периодов противостояния, как у нас сейчас. Я часто слышу по радио, где-то ещё, как люди рассуждают о том, насколько сейчас важна патриотическая поэзия. Ищут сейчас поэтов патриотических. И это круто, конечно, что этот жанр возрождается, и я думаю, найдутся замечательные поэты в этом жанре. Но есть опасность в этом: те люди, для которых на первом месте была коммерция, быстренько сориентируются, локтями растолкают талантливых людей, "Сейчас мы вот такой штамп придумаем патриотический" и в патриотическом жанре попрут. Нас ожидает такое. А уже нам, читателям, слушателям, предстоит сделать каждому для себя отбор, что мы считаем по-настоящему патриотической поэзией, а что - подделкой. - Что бы вы посоветовали почитать? - Последняя книга, которая на меня сильное впечатление произвела, это была Мариам Петросян "Дом, в котором…" - не перекрыло ничего пока. Но я не могу сказать, что у меня много каналов, где бы мне советовали, что почитать (под каналами я подразумеваю связи с людьми). В основном ищу сама, вот пока не нашла. Ну а общая рекомендация: читайте Пушкина, хоть прозу, хоть поэзию - не ошибётесь. - Вы прошли долгий творческий путь. Как за это время изменился зритель? Если изменился... - Зритель - это какое-то абстрактное понятие… Зритель, может быть, бывает там, где ведётся анализ кассовости или не кассовости фильма, где залы настолько огромны, что вместо человеческих лиц - качающееся море. Однозначно это не мой формат. В моей камерной реальности я пою для людей, которым это интересно, вижу их глаза, чувствую контакт. Поэтому люди - это всегда люди. Совершенно разные и при этом умеющие объединяться общими переживаниями, настраиваться на разные вибрации. А для серьёзного анализа зрительских запросов и ожиданий на протяжении 30 лет в Омске, в эмиграции, в столице и на фестивалях - эфира не хватит). - Вы ведь внучка Александра Санина, героя Великой Отечественной войны, и дочка заслуженного художника России Игоря Санина, фамилию вашей семьи носит ДХШ № 1. Скажите, придают ли вам энергии и сил творческие корни? И как на вас повлияла ваша семья? - Ответ очень длинный) Не войдёт в эфир. Семья, конечно, влияет и формирует. Но как именно - длинный рассказ. И в то же время... невозможно определить, какую энергию получаешь от корней. Для этого нужно сравнить вариант с корнями и без. Но они есть. И проявляются, наверное, в общем восприятии действительности. - Кого из омских поэтов или бардов можете выделить? - Олег Ракитский - невозможно глубокий, тонкий и мудрый поэт. Он же бард. Артур Зименс - автор и исполнитель замечательных песен с шикарными текстами и рокерской харизмой. В сугубо литературных кругах я до недавнего времени вообще не вращалась. Но побывав на нескольких мероприятиях литераторов, отметила для себя Антона Школьникова как интересного автора. - Что вы считаете неприемлемым? В жизни и в творчестве? - Ох. Маша… Такое слово категоричное. Я всю жизнь с горем пополам учусь не быть категоричной. В творчестве соединяются мысли, чувства, наблюдения и посетившее вдохновение. Что в этой четвёрке может быть неприемлемого?.. Или вы спрашиваете не про творчество, а про выгодную упаковку товара, карьеру, пиар, кривляние на потребу публике?.. Ну так к творчеству это никакого отношения не имеет. А в жизни всякое случается. И заявления о том, что считаешь что-то неприемлемым - повод высшим силам посмеяться над тобой. Когда что-то не вписывается в рамки нашего мировоззрения, нам остаётся простить или отойти в сторону. - Где вы чувствуете себя максимально комфортно? - Я себя чувствую замечательно по окончанию занятия йогой. Когда позанимаешься йогой, сядешь в позу лотоса, и так у тебя всё гармонизируется, где бы ты ни занимался. А вообще, дома, среди друзей. Бывает, приезжаешь в какое-то новое место, и тебя бросает в полярные ощущения, как это бывает на фестивале, где никого не знаешь. И сначала тебе так некомфортно, просто ужас какой-то, и думаешь: боже, зачем ты сюда приехал? А потом ты видишь людей, понимаешь, что люди-то везде люди и они классные. И становится прямо так комфортно, так классно. - Какова ваша главная ценность в жизни? - Прежде всего это, наверное, внутренний мир и мир с людьми, с которыми тебя жизнь сводит. У меня есть стихотворение: Рецепт Холодно. Плед, пасьянсы, чай, Старенький джаз, кино... На эсэмэски не отвечай - Холодно всё равно. Йога, цыгун, кундалини, ом... Прялка, веретено... Звяканье струнами, скрип пером... Холодно. Холод... Но... Масло, корица, изюм, мука Стылой тоске назло Запахом сладкого пирога - Дальше несут тепло. В нём человек сначала рассуждает о том, как бы ему себя согреть, но ему всё время холодно. А когда человек печёт пирог для других, он согревает других, и ему самому становится теплее. И вот, согревая других, можно согреться. - Какие у вас творческие планы? - За последние пару лет появилось достаточное количество стихов, поэтому подумываю над выпуском новой книги. Очень хочется записать альбом новых песен. Да и старых не мешало бы… Планирую летом поехать на фестиваль "Станция Сибирь" в Новосибирске и очень хочу снова побывать на "Синегорье" в Боровом. А 19 марта приглашаю на онлайн-концерт в студии "Смородина". Фото предоставлено героиней публикации