Музыкант Александр Цыганков: "Вдохновлён тем, что мою музыку играют многие исполнители"
Выдающийся российский домрист посетил Омск в рамках выездной Творческой школы РАМ имени Гнесиных. 2 марта в Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина в рамках выездной Творческой школы Российской академии музыки имени Гнесиных прошёл мастер-класс по игре на до́мре. Секретами мастерства со студентами поделился выпускник омской Шебалинки - выдающийся российский домрист, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных, народный артист России Александр Цыганков. Музыкант играет на домре больше 60 лет и является автором множества произведений для этого инструмента. Перед мастер-классом Александр Андреевич пообщался с омскими журналистами. О знакомстве с домрой - Вообще я начинал с мандолины. Меня в семье научили играть на итальянской мандолине, и мне хотелось обучаться именно на этом инструменте. Когда мы из Оренбурга переехали в Омск, во второй музыкальной школе (сейчас ДШИ № 2 города Омска, - прим. ред.) мне предложили домру. Я её тогда впервые увидел, это было довольно давно, в 1959 году. Попробовал, подумал: "Какой звук, красиво, буду играть", и потом увлёкся этим инструментом. Моя мама юрист, я собирался тоже идти по юридической линии, тем не менее пошёл по линии музыкальной. Сдал экзамены в училище имени Шебалина, которое тогда было открыто только в этом здании (речь о корпусе училища на Маркса, 4а, - прим. ред.) , и уже занимаюсь этим инструментом на протяжении многих-многих лет. Много сочиняю для домры и, конечно, вдохновлён тем, что мою музыку играют многие исполнители. Об истории домры - Прародитель домры - танбур, арабский инструмент. А первое упоминание домры относится к 1530 году. Мы все любим фильм Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Вспомните, когда идёт приём у Ивана Грозного, играет маленький ансамбль, и один музыкант играет на балалайке. Но балалайки во времена Ивана Грозного не было, вместо неё должна быть домра. Домра является инструментом дважды рождённым. Мы знаем, что домра была популярным инструментом у русских скоморохов, это 16-17 века. Но в силу определённых обстоятельств скоморошество было упразднено, и древнерусские домры исчезли. Этот инструмент передал эстафету балалайке. А в конце 19 века, Василий Васильевич Андреев (русский музыкант и композитор, - прим. ред.) решил создать оркестр русских народных инструментов, и тогда он воссоздал домру. Сначала этот инструмент был исключительно оркестровый, выполнял такую мелодическую функцию в оркестре русских народных инструментов. Концерт Николая Будашкина (советский композитор, народный артист РСФСР, - прим. ред.) открыл сольную эру на этом инструменте, и так постепенно стали появляться солисты. О своём инструменте - В моих руках образец русской андреевской домры. Конечно, она не из 19 века, её сделал современный мастер Владимир Владимирович Костин - настоящий профессионал своего дела. Это трёхструнная домра, я с ней всегда гастролирую. На грифе использовано чёрное дерево, корпус сделан из волнистого клёна, на верхнюю деку, самую важную, звучащую часть инструмента, использована резонансная ель, - ценные породы дерева, которые используются для профессионального инструмента. Эта домра была сделана в 2010 году. Весит она где-то чуть менее двух килограммов. Кстати, точно такая же домра находится в омской ДШИ № 5. Владимир Костин сделал два инструмента, и один из них специально для Омска. О влиянии на домровую музыку - Так получилось, что я открыл новые приёмы в исполнительстве на этом инструменте, но с точки зрения струнного инструмента, они не новые. Когда я учился в училище, я не пропускал ни одного концерта скрипачей, приезжавших к нам в Омск. Я начал интересоваться теми виртуозными приёмами, которые используются на скрипке, их в своё время изобрёл Никколо Паганини: различные флажолеты, пиццикато левой рукой, интересную аккордовую технику. И я подумал: а нельзя ли это использовать на струнном инструменте домре? Ещё студентом музыкального училища я написал вариацию на тему русской народной песни "Травушка-муравушка", где как раз использовал эти приёмы. И до сих пор продолжаю это делать (смеётся) . О пути композитора - Многие мои сочинения основаны именно на народном материале. Это моя абсолютнейшая позиция. Как говорил Михаил Иванович Глинка: "Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её аранжируем" . Я придерживаюсь такого же принципа как в репертуаре для оркестра народных инструментов, так и в репертуаре для симфонического оркестра. Потому что наша замечательная народная музыка даёт нам - композиторам и музыкантам - такое вдохновение! Вот этот диапазон образов, который есть в русском фольклоре, и не только, он, конечно, удивительно многогранен. В этом лично для меня путь как композитора - обращаться к нашему замечательному фольклору. Об интересе к инструменту у молодёжи - Домра, как и балалайка, гитара, гусли, баян и аккордеон, находится в системе музыкального образования, а это, естественно, масштаб общенациональный. На нём учатся играть и в музыкальных школах, и в музучилищах, и в высших учебных заведениях, поэтому недостатка в людях интересующихся я не ощущаю. Вы знаете, на домре в основном играют девушки. У меня в классе в Гнесинке десять студентов, из них трое ребят и семь девушек. Если балалайка - это мужской инструмент (но девушки тоже играют на балалайках), то к домре сейчас в основном интерес женский. Я хочу назвать нашу новую звезду на домровом небосклоне - это Екатерина Мочалова (солистка и концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова, - прим. ред.) . Она себя сейчас очень ярко показывает, и её творчество - наверное, новый этап в развитии исполнительства на этом инструменте. О мастер-классах выездной Творческой школы РАМ имени Гнесиных - Вы знаете, я вспомнил свою юность - когда я поступил в Шебалинку в 1964 году. И я представил, если бы в моё время обучения приехал такой десант из института имени Гнесиных. Скрипачи, пианисты, баянисты, действительно, носители. Поэтому, конечно, это очень яркое событие для Омска, и такая передача опыта живыми источниками русской исполнительской школы - это великолепно. Также Александр Андреевич поделился деталями масштабного музыкального события, которое ждёт омичей осенью. С 19 по 21 октября в нашем городе пройдёт Второй Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей национальных народных инструментов на приз народного артиста России Александра Цыганкова. Более 300 музыкантов из разных регионов России, а также из Казахстана приедут в Омск побороться за звание лучших. Открытие фестиваля состоится в Концертном зале Омской филармонии. Помимо Александра Цыганкова в состав жюри войдут пианистка и концертмейстер, заслуженная артистка России Инна Шевченко (выпускница Омского музыкального училища имени В. Я. Шебалина, супруга Александра Цыганкова), главный дирижёр Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев, главный дирижёр Русского академического оркестра Новосибирской филармонии Владимир Гусев. Напомним, что ранее мы писали о мастер-классе профессора РАМ имени Гнесиных Дины Кирнарской. Фото: Илья Петров