События марта 2023
«Музыкальное обозрение» предлагает дайджест фестивалей, выставок, театральных и концертных событий марта 2023 в Москве и других российских городах. ФЕСТИВАЛИ 8 марта – 16 октября 2023 Х Транссибирский Арт-фестиваль Юбилейный X Транссибирский Арт-фестиваль пройдет с 8 марта по 16 октября 2023 в Новосибирске, Красноярске, Самаре, Москве, Барнауле, Омске, городах Новосибирской области и Красноярского края. Открытие и ключевые события состоятся в Новосибирске. В фестивальной программе, в частности, мировая премьера Скрипичного концерта Михаила Плетнева (30 марта) и российская премьера Концерта для скрипки с оркестром Полада Бюльбюль оглы (23 марта). Солист – Вадим Репин, основатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля. Подробнее – здесь. 3-20 марта 2023 XI фестиваль L‘arte del arco (Казань) Фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка») в каждой из программ представит публике самые разные струнные инструменты: от барочных скрипок и виол до электроскрипки и народных эрху, гиджака и кылкобыза. В первый вечер на сцену в сопровождении Казанского камерного оркестра La Primavera выйдут Елена Корженевич (скрипка, Россия), Александр Гулин (виола да гамба, барочная виолончель, Россия), Джовидон Хасанов (гиджак, Таджикистан). В программе концерта – сочинения Моцарта, Вивальди, Венявского, Телемана и др. 11-30марта 2023 Органный фестиваль «Зарядье» Первый подобный фестиваль в Зале Зарядье. В рамках фестиваля будет отмечено 150-летие со дня рождения немецкого композитора Макса Регера (1873-1916) – продолжателя традиций И. С. Баха в органном творчестве. Программа каждого концерта включает в себя сочинение композитора. В день рождения Регера – 19 марта – будет исполнено одно из самых значимых его произведений: «100-й псалом» для хора, оркестра и органа. Перед концертом пройдет лекция музыковеда Романа Насонова, на которой состоится презентация изданной в конце 2022 книги Сюзанны Попп «Макс Регер. Работа вместо жизни» (перевод Виктора Шпиницкого). ОПЕРНЫЕ СОБЫТИЯ 1, 2, 4, 5 марта. Нижегородский театр оперы и балета Ж. Бизе. «Кармен» В Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина состоятся премьерные показы «Кармен» Жоржа Бизе в постановке Елизаветы Мороз. Режиссер – знакомая зрителям по спектаклю «Смех по съеденному сердцу Офелии», который был представлен на фестивале «Стрелка» в 2022 – считает оперу «Кармен» театрально-музыкальным мифом, который помогает осмыслить природу человеческих отношений, а также театр как таковой. По режиссерской концепции действие оперы разворачивается в театре, который по необъяснимым причинам закрыт для публики. За музыкальную часть отвечает главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Дмитрий Синьковский. Внушительный состав солистов собран со всей страны. Подробнее о постановке и авторах – здесь. 4, 11 марта.Царицынская опера (Волгоград) Г. Доницетти. «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря». Постановочная группа театра во главе с режиссером Михаилом Косилкиным и дирижером Арсеном Туаевым готовят классическую постановку одноактной комической оперы, написанной Гаэтано Доницетти на собственное либретто. 2-5 марта. Большой театр А. Верстовский. «Аскольдова могила» На Камерной сцене Большого театра состоится премьера новой постановки «Аскольдовой могилы» Алексея Верстовского (1799-1862), крупнейшего оперного композитора доглинкинского периода русской музыки. Впервые эта опера была показана в Большом в 1835 и не ставилась в этом театре с 1883. Либретто Михаила Загоскина (по его одноименному роману) предстанет в редакции режиссера-постановщика Марии Фомичёвой. Дирижер-постановщик Иван Великанов подготовил для премьеры свою музыкальную редакцию оперы. 5, 12, 31 марта. Маиинский театр Дж. Верди. «Набукко» Первой премьерой этого года в Мариинском театре станет опера Джузеппе Верди «Набукко», с которой началась карьера великого итальянского композитора. Спектакль готовят: режиссер Анна Шишкина, художник по декорациям Петр Окунев, художник по свету Антон Николаев, художник-технолог по костюмам Антония Шестакова и художник по видео Вадим Дуленко. Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки – Валерий Гергиев. 8 марта. Зал Зарядье Конертное исполнение оперы Верди «Фальстаф». Государственная академическая симфоническая капелла России. Дирижер – Валерий Полянский. Исполнители: Сэр Джон Фальстаф – Руслан Розыев; Форд – Андрей Бреус; Миссис Алиса Форд, его жена – Елена Евсеева; Нанетта, их дочь – Юлия Томина; Миссис Мэг Пейдж – Людмила Кузнецова; Миссис Квикли – Евгения Сегенюк; Фентон, возлюбленный Нанетты – Максим Сажин; Доктор Каюс – Леонид Бомштейн; Бардольф, слуга Фальстафа – Олег Полшков; Пистоль, слуга Фальстафа – Сергей Топтыгин. 8, 9 марта. Астраханский театр оперы и балета Г. Доницетти. «Любовный напиток» Одну из самых блистательных комических опер Гаэтано Доницетти поставят на астраханской сцене режиссер Алексей Смирнов и дирижер Евгений Кириллов. «Вы сможете увидеть невероятно наивную, веселую мелодраму и неожиданную постановку, которая отправит зрителя… на ретро телевидение 80-ых годов. Действие спектакля перенесет зрителя в телевизионную студию в Италии, где каждый сможет окунуться в мир развлекательных телепрограмм», сообщается на сайте театра. 18 марта. Концертный зал Чайковского Концертное исполнение оперы Верди «Дон Карлос». Государственная академическая симфоническая капелла России. Дирижер – Валерий Полянский. 21 марта. Концертный зал Чайковского Нижегородский театр оперы и балета покажет в столице полусценическую версию оперы Глюка «Орфей и Эвридика» (венская редакция 1762 года). Премьера сценической версии в постановке Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой состоялась 23 июня 2022 на площадке Пакгаузы на Стрелке. Дирижер – Дмитрий Синьковский. Главный хормейстер – Эдуард Пастухов. Солисты: Дарья Телятникова (меццо-сопрано), Татьяна Иващенко (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано). 29, 31 марта. Большой театр Дж. Верди. «Трубадур» На Исторической сцене ГАБТа состоится премьера оперы Верди «Трубадур» (в концертном исполнении). Испанский дирижер Жорди Бернасер дебютирует в Большом в качестве дирижера-постановщика. БАЛЕТ 25, 26 марта. Астраханский театр оперы и балета Р. Глиэр. «Медный всадник» Балетную премьеру «Медный всадник» готовят хореограф-постановщик Юрий Клевцов и дирижер-постановщик Валерий Воронин. «Наша главная цель создать новый, динамичный, современный спектакль в 2-х действиях, адаптированный к нынешнему времени, но при этом сохранивший всю прелесть петровской эпохи. – говорит хореограф. – Мы раскрываем образ Петра не как медного всадника, а в первую очередь как живого человека, который живет мечтами о будущем, с современными кораблями – надежным русским флотом, прекрасными зданиями Петербурга. Человека в образе пророка – видящего будущее России, великой державы, великой империи». КОНЦЕРТНАЯ АФИША 1 и 2 марта. Зал Зарядье В московском Зале Зарядье с двумя концертами выступит оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Две Четвертых симфонии – «Итальянская» Мендельсона и «Романтическая» Брукнера – в первый вечер. Штраусовская «Жизнь героя» и «Фантастическая симфония» Берлиоза – во второй. 4 марта. Зал Зарядье В «Зарядье» продолжается начатый осенью 2022 масштабный цикл #малер: все симфонии Густава Малера за один концертный сезон, лекция перед каждым концертом. 4 марта состоится концерт Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Вокального ансамбля INTRADA и Хора мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова. Дирижер – Александр Лазарев. Симфония № 3 Малера. Лектор – Даниил Петров. 13 марта. Большой зал консерватрии Концерт-презентация книги Г. Н. Рождественского «Глоссы». Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Дирижеры: Артемий Великий, Иван Никифорчин, Максим Мохорев, Александр Погорелов. Программа: Й. Гайдн – Симфония № 67; Я. Сибелиус – Сюита “Rakastava” («Любовная сюита»); Д. Шостакович – «Таити-трот»; С. Рахманинов – Симфония № 1 (редакция Г. Рождественского). 16 марта. Концертный зал Чайковского Шестой концерт цикла «Вещь в себе» посвящен шедевру Белы Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936). Дирижер – Федор Леднёв. Автор цикла и ведущий – Ярослав Тимофеев. 29 марта. Зал Зарядье Оркестр MUSICAVIVA. Вокальный ансамбль INTRADA. Дирижер – Александр Рудин. В Первом отделении концерта прозвучат духовные сочинения Феликса Мендельсона: Псалом 115 Non nobis domine для солистов, хора и оркестра, Op. 31; Псалом 91 Denn er hat seinen Engeln befohlen, MWV B 53; Псалом 2 Warum toben die Heiden, MWV B 41; Кантата Verleih uns Frieden/Da nobis pacem, Domine, WoO 5. Во Втором отделении будет исполнена Вторая симфония Шумана, которую первым представил публике именно Мендельсон за пультом оркестра Гевандхауза. НОВОЕ ИСКУССТВО 1 марта. Рахманиновский зал Московской консерватории Центр электроакустической музыки Московской консерватории представит проект «Музыка машин». Конструктивистские опусы Сергея Прокофьева, Александра Мосолова, Владимира Дешевова прозвучат в версиях для ансамбля, дисклавира, электроники и видео. Авторы новых версий – композиторы Николай Попов и Александр Хубеев, видеохудожник Эндрю Квинн. 1 марта. ДК Рассвет В исполнении солистов ерсимфанса прозвучит знаменитая «История солдата» Игоря Стравинского, «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая» (либретто Шарля Фердинанда Рамю на основе русских сказок из сборника Александра Афанасьева). Исполнители: Григорий Кротенко (чтец, контрабас), Евгений Бархатов (кларнет), Ася Соршнева (скрипка), Михаил Шиленков (фагот), Энвер Керимов (труба), Дмитрий Шаров (тромбон), Владимир Терехов (ударные). 2 марта. Камерный зал Московской филармонии Концерт Московского ансамбля современной музыки. П. Карманов – «Подарок самому себе на день рождения» для кларнета, виолончели и фортепиано; С. Невский – Квартет для фортепиано, кларнета, скрипки и виолончели; П. Васкс – “Castillo interior” («Внутренний замок») для скрипки и виолончели; С. Губайдулина – «Точки, линии, зигзаги» для бас-кларнета и фортепиано; В. Сильвестров – «Багатели» для фортепиано; Ф. Ржевски – «Панургово стадо» для ансамбля. 11 марта. Камерный зал Московской филармонии «Связь времен». Композиторы и их ученики (XIX-XXI вв.). Рауф Фархадов (лектор). Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль. В программе: П. Дюка – “Alla Gitana” для виолончели и фортепиано; О. Мессиан – Прелюдия для фортепиано; К. Штокхаузен – «Клавирштюк № 9» для фортепиано; Х. Лахенман – Cтрунное трио; М. Андре. “…zu…” для струнного трио; А. Гущян – “Ø degrees” для скрипки, виолончели и фортепиано. 20 марта. Камерный зал Московской филармонии «Здесь я неуловим». Россия – Азия – Европа – Южная Америка. Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | ГАМ-Ансамбль. Рауф Фархадов (лектор). В программе: А. Хубеев – “Fake identity: strings” для миди-клавиатуры, электроники и видео; Х. Кияма – “Falcom Variation” для бас-кларнета и электроники; Ф. Бедросcян – “L’Usage de la Parole” («Использование речи») для фортепиано, кларнета и виолончели; О. Пайбердин – “Cantus firmus” для виолончели соло и видео, OP 24; Б. Баррос – “Catastrophe” для бас-кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано; Л. Трояни – “Qui sono inafferrabile” («Здесь я неуловим») для виолончели соло. 25, 26 марта. Театр им. Н. Сац Театр им. Н. Сац представит вторую часть футуристической трилогии «Я, робот» – компьютерную драму «О-Н-А» (ОперационНая системА) по мотивам сценария Спайка Джонса. Перевод с английского, адаптация и режиссура Георгия Исаакяна. Художники-постановщики – Анна Кострикова, Денис Сазонов. В спектакле использована музыка Бетховена, Монтеверди, Шуберта и др. 29 марта. Концертный зал Чайковского «Апокалипсис» Владимира Мартынова для смешанного хора. Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Дирижер – Лев Конторович. 29 марта. Камерный зал Московской филармонии Концерт совместного абонемента «Музыкального обозрения» и Московской филармонии – «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка». Автор и ведущий – Андрей Устинов. В концерте принимает участие Ольга Дигонская (главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения). В программе: Д. Шостакович – Квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 (памяти Н. В. Шостакович); Квартет № 8 до минор, соч. 110 (памяти жертв фашизма и войны); Квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (посвящен И. А. Шостакович); Квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (посвящен М. С. Вайнбергу). ВЫСТАВКИ До 12 марта 2023. ГЭС-2 «Настройки-3» В Доме культуры «ГЭС-2» заканчивается выставка «Настройки-3», синтетический проект, объединяющий музыку, пространство и визуальное искусство. В основе выставки лежат семь знаковых сочинений композиторов: от песнопений Хильдегарды Бингенской XII века до симфонии Дмитрия Шостаковича. Звук вступает в диалог с произведениями художников, которые не часто экспонируются вместе: работами Михаила Врубеля из собрания Государственной Третьяковской галереи, Фрэнсиса Бэкона из коллекции фонда V–A–C, Джованни Баттисты Пиранези из собрания Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Франсиско Инфанте-Араны из собрания Мультимедиа Арт Музея и др. До 1 апреля 2023. МВО Манеж (Москва) «Дом культуры СССР» Выставка, приуроченная к 100-летию со дня образования СССР включает в себя тринадцать тематических разделов, в которых представлены восемь видов искусства советского периода: архитектура, живопись, скульптура, графика, кино, театр, музыка и фотография. Среди кураторов – объединенные силы разных институций: Зельфира Трегулова (экс-Третьяковская галерея), Евгения Петрова (Русский музей), Ксения Кокорина (Музей Архитектуры), Наталья Мокрицкая, Алла Есипович-Рогинская, Ирина Горлова (Третьяковская галерея) и др. Специально для выставки композитор Алексей Ретинский написал музыкальное произведение, которое звучит в отдельном зале в сопровождении архивной видеохроники. Он же выступил куратором раздела, посвященного развитию советской звуковой культуры. До мая 2023. ЦВЗ Манеж (Санкт-Петербург) «Первая позиция. Русский балет» Открывшаяся в петербургском «Манеже» в конце февраля выставка-блокбастер «Первая позиция. Русский балет» занимает 2 этажа: более 1000 экспонатов, 40 организаций-участниц. Экспозиция поделена на тематические разделы: от императорского балета, транзитом через «Русские сезоны», к Советскому союзу и его потоплению в «Лебедином озере», а оттуда в наши дни. Отдельные залы посвящены физике балетных движений, тайнам костюмерного цеха и становлению вагановской школы. Екатерина РОМАНОВА, «МО»
Запись События марта 2023 впервые появилась Музыкальное обозрение.