Депрессия, наркотики и крах надежд. Как Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру в 61 год и стала мировой сенсацией
Дженнифер Кулидж стала настоящей сенсацией сезона кинонаград 2023 года в США, а заодно и ярким примером ренессанса актерской карьеры в зрелом возрасте. Покорять голливудский Олимп она начала еще в 1980-х, но только в 61 год обрела долгожданное признание не только зрителей, но и строгих критиков. Кулидж целых 40 лет ждала «ту самую роль», благодаря которой смогла избавиться от образа глупой блондинки на втором плане и стать одной из главных звезд Голливуда. В рамках цикла статей о непростых судьбах знаменитостей «Лента.ру» рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться актрисе на таком долгом пути к успеху и славе.
Неожиданный успех
На прошедшей в январе 2023 года церемонии вручения премии «Золотой глобус» неожиданно для всех и в первую очередь для самой себя главной звездой вечера стала Дженнифер Кулидж. Она была номинирована как лучшая актриса второго плана в мини-сериале за драматическую роль эксцентричной и ранимой миллионерши Тани Маккуойд в сериале «Белый лотос», но не верила, что может победить, вплоть до момента, когда объявили ее имя.
Еще большим откровением для актрисы стали продолжительные овации, которыми стоя приветствовали ее выход на сцену голливудские звезды первой величины. Растроганная неожиданным признанием со стороны коллег, Кулидж с «Золотым глобусом» в руках произнесла пронзительную и одновременно полную самоиронии речь, которую посвятила своему другу — шоураннеру «Белого лотоса» Майку Уайту.
Поверить в то, что Дженнифер страдала от недостатка внимания довольно сложно. В ее фильмографии было много второстепенных, но запоминающихся появлений в кино, а роль мамы Стифлера из серии фильмов «Американский пирог» и вовсе вписала ее имя в историю американской комедии. Тем не менее актриса на протяжении многих лет жаждала вырваться из амплуа шикарной, но глуповатой блондинки и показать, что она способна на большее.
Большие надежды
Путь Кулидж к вершинам славы с самого начала был непростым. Она родилась и выросла в Бостоне, ее родители не были богаты или как-то связаны с Голливудом, но всячески поддерживали увлечение дочери кино и театром. Дело в том, что Дженнифер росла очень замкнутой и стеснительной, и только просмотр фильмов мог оторвать ее от погружения в собственный мир. Кумиром девочки была Мэрил Стрип, потому, решив стать актрисой, она грезила исключительно о драматических ролях.
Окончив среднюю школу и колледж в родном Бостоне, в начале 1990-х Кулидж решила переехать в Лос-Анджелес. Однако ее далекая от голливудских стандартов красоты тех лет внешность не оставила никаких шансов получить хоть какую-то роль. Дженнифер пришлось выслушать от агентов немало отказов. Даже соседка, с которой актриса арендовала комнату в доме престарелых, в какой-то момент заявила, что не видит в ней будущую звезду.
Кулидж вспоминала в одном из интервью, что один из кастинг-менеджеров пригласил ее в свой офис, только чтобы объявить, что ей нет места ни в одном из его проектов. «Я приглашаю в свои мыльные оперы только красивых людей», — сообщил он Дженнифер.
Кулидж осознавала, что Голливуд не спешит принять ее с распростертыми объятиями, но не теряла присутствия духа. Она перебралась в Нью-Йорк, где решила продолжить образование в Американской академии драматического искусства. Во время учебы и после ее окончания Дженнифер активно ходила на пробы, но по-прежнему получала отказ за отказом, поэтому, чтобы оплачивать счета, была вынуждена устроиться официанткой в один из нью-йоркских ресторанов.
Обманутые ожидания
В 1980-е годы Дженнифер было уже за двадцать, а ролей, даже эпизодических, все еще не было. Карьера забуксовала, даже не начавшись, и, чтобы заглушить душевную боль от профессиональной невостребованности, актриса стала завсегдатаем вечеринок. Все свое свободное время она проводила в ночных клубах, а чтобы попасть в модные заведения, регулярно выдавала себя за одну из внучек Хемингуэя.
В те годы вместе с вечеринками в жизнь Кулидж вошли наркотики. Все свободное время она проводила под кайфом в элитных клубах и ресторанах Нью-Йорка, и безудержное веселье несколько раз заканчивалось для нее в отделении неотложной помощи. Дженнифер было 27 лет, когда она после нескольких передозировок по настоянию родителей прошла реабилитацию, чтобы избавиться от кокаиновой зависимости. Впоследствии актриса призналась, что лечение вытащило ее из мрака и полностью перевернуло жизнь — именно после выхода из реабилитационного центра черная полоса в ее карьере сменилась белой. Из-за запрета врачей на посещение ночных клубов у Кулидж появилось много свободного времени, и она по совету знакомого из театральной студии решила попробовать себя в комедийном жанре, о чем и подумать не могла в юности.
Дженнифер успешно прошла прослушивание в стендап-студию Gotham и спустя некоторое время вернулась в Лос-Анджелес, где окончила очень уважаемую в США комедийную импровизационную школу Groundlings («Земляне»).
Дебют Кулидж на малых экранах состоялся в 1993 году: ее пригласили сыграть подругу главного героя в популярном ситкоме «Сайнфелд». Однако заметный старт на телевидении сменился, по словам актрисы, эпохой подружек невесты. В течение шести лет она регулярно появлялась в эпизодах популярных шоу, включая «Друзей», «Секс в большом городе», «Части тела» и «Фрейзера», но проекты с ней в одной из главных ролей либо оставались практически незамеченными, либо быстро закрывались.
Прорывным для Кулидж стало участие в подростковой комедии «Американский пирог». Ей было 38 лет, когда она сыграла сексапильную мать одного из главных героев фильма, с которой мечтали переспать все его друзья. В этой роли Дженнифер была настолько убедительна, что после выхода ленты на большие экраны в 1999 году она на долгие годы превратилась в «маму Стифлера».
Трудные времена «горячей мамочки»
Удивительно, но вопреки ожиданиям, успех «Американского пирога», а впоследствии и его продолжений, никак не поспособствовал переходу карьеры Кулидж на новый уровень. Ее стали чаще приглашать в кино и сериалы, но она по-прежнему оставалась хоть и яркой, но актрисой второго плана.
В следующие несколько лет Дженнифер сыграла бесхитростную подругу героини Риз Уизерспун в двух частях «Блондинки в законе», экстравагантную злую мачеху — в «Истории Золушки» и грезящую о пластической операции Джанин — в фильме «Клик: С пультом по жизни». Актриса ясно осознала, что застряла в амплуа чудаковатой блондинки, выбраться из которого практически невозможно.
Еще одна причина, по которой Дженнифер на долгие годы оказалась заложницей одной роли, — ее возраст. К моменту выхода «Блондинки в законе» актриса уже перешагнула 40-летний рубеж, считающийся самым сложным в плане работы для женщин в Голливуде, что подтверждено исследованиями. С эйджизмом и проблемой отсутствия ролей в среднем возрасте сталкивались многие кинодивы, включая ее любимую Мэрил Стрип, Николь Кидман и Анджелину Джоли, не стала исключением и Кулидж. Сначала режиссеров не интересовали ее молодость и красота, а потом, по их мнению, она стала слишком стара для драматических и романтических ролей. В итоге актрисе оставалось только играть по правилам фабрики грез и сниматься в пародиях, в том числе на саму себя.
По признанию Дженнифер, творческий простой и отсутствие хороших предложений сильно повлияли на ее уверенность в себе и заставили сомневаться в собственных актерских способностях. «Самое печальное в жизни то, что внешняя оценка влияет на твое восприятие себя. Если я не получаю больших ролей, то прихожу к выводу: люди думают, что я на это не способна. И тогда я сама начинаю думать, что не способна на это», — делилась она своими мыслями в разговоре с журналистами.
При этом Кулидж заявила, что нисколько не жалеет, что согласилась на роль «горячей мамочки» в «Американском пироге». На протяжении целых 20 лет после премьеры этой комедии она снова и снова играла чудаковатых и одновременно излишне сексуализированных героинь и объясняла это просто:
Великая соблазнительница
Роль возрастной кокетки оказала влияние и на личную жизнь Кулидж. Со свойственной ей самоиронией, актриса шутила, что ее жизнь никогда не была бы такой веселой, если бы она не сыграла «маму Стифлера», ведь с ней пытаются знакомиться исключительно молодые парни. Более того, по словам Дженнифер, благодаря этой роли ей «удалось соблазнить не менее 200 мужчин».
Стоит отметить, что, в отличие от своих героинь, Кулидж — очень закрытый и сдержанный человек и о личной жизни предпочитает не распространяться. Известно о ее романе со звездой «Американского пирога» Юджином Леви и длительных отношениях с комиком Крисом Кэттэном, но до официального брака дело так и не дошло. Также одно время в СМИ активно циркулировали слухи, что Дженнифер встречается с финансовым брокером Томом Махони и даже родила от него двоих детей. Факт отношений актриса оставила без комментариев, но наличие детей категорически опровергла, заявив, что бесплодна.
Новое начало и «дженессанс» карьеры
Кулидж неоднократно сетовала на то, что неудачи в личной жизни и непросто складывающаяся карьера сильно повлияли на ее уверенность в себе, но она все же смогла выйти из «мертвой зоны». После съемок в успешных комедиях 2000-х годов актриса долго не видела в работе никаких перспектив, страдала от депрессии, но в итоге нашла верный курс развития. Сначала Дженнифер согласилась принять участие в популярном ситкоме «Две девицы на мели», благодаря которому зрители вспомнили о ее выдающемся комедийном таланте.
Настоящий «дженессанс» карьеры Кулидж начался в 2019 году, когда она неожиданно появилась в клипе певицы Арианы Гранде Thank you next в образе Полетт Бонифанте из «Блондинки в законе» и повторила свое коронное «вниз — и ап!». Видео набрало больше 752 миллионов просмотров на YouTube, при этом актриса стала звездой TikTok.
Спустя всего год давний друг Дженнифер, шоураннер и сценарист Майк Уайт, специально для нее написал роль Тани Маккуойд в сериале «Белый лотос». Уайт мечтал, чтобы актриса наконец полностью раскрыла свой потенциал, и потому пошел на серьезный риск, предлагая ей такую большую роль. И был несказанно удивлен, когда выяснил, что она не спешит на нее соглашаться. Кулидж пребывала в глубокой депрессии из-за пандемии коронавирусной инфекции, вместе с помощником по хозяйству ждала конца света и заедала тревогу пиццей, из-за чего сильно поправилась и растеряла остатки уверенности в себе. По словам актрисы, она и сама поверила, что способна играть только карикатурных персонажей, и не хотела на седьмом десятке оказаться единственной из каста, кто не справился с ролью.
Не желая показаться трусихой, Дженнифер все-таки приняла предложение Уайта, собрала чемодан и полетела сниматься на Гавайи. И ни разу об этом не пожалела. «Белый лотос» стал хитом, а его главная звезда спустя десятилетия отказов, критики внешности и актерских способностей все-таки получила заслуженное признание не только зрителей, но и критиков. За свою первую в карьере драматическую роль она в конце 2022 года получила «Эмми», а в начале 2023-го — «Золотой глобус» и Премию гильдии актеров.
На протяжении многих лет никто не воспринимал Кулидж как серьезную актрису, да она и сама вряд ли ожидала, что оглушительный успех придет к ней в 61 год. Тем не менее у нее наконец появился реальный шанс стать второй Мэрил Стрип, благо от предложений работы у нее больше нет отбоя. Теперь осталось только встретить «своего человека», о котором Дженнифер так мечтает.