Минкульт не стал разрешать прокат ввезенного через Белоруссию зарубежного кино

Министерство культуры не поддержало идею сенаторов ввозить иностранное кино через Белоруссию в случае отказа западных компаний продавать его в Россию.

Минкульт не стал разрешать прокат ввезенного через Белоруссию зарубежного кино
© BFM.RU

Прокат в РФ иностранных фильмов без лицензии стал бы нарушением прав правообладателей, заявили в руководстве Минкультуры в ответ на запрос зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике Алексея Синицына, пишет ТАСС. Он предложил ввоз фильмов через Белоруссию. Ведомство сочло нарушением исключительного права публичный показ и любую иную форму коммерциализации аудиовизуального произведения.

По словам сенатора, в Белоруссии фактически на законодательном уровне легализован показ иностранных фильмов. Россия теоретически может покупать копии, которые при поступлении в Россию будут легальными. Но это действительно идет вразрез с законом РФ, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Позиция Минкультуры совершенно правильная, абсолютно соотносится с нормами российского законодательства и вообще логикой работы отечественной киноиндустрии. Да, действительно, сейчас и офлайн-кинотеатры, и онлайн-кинотеатры, и телеканалы испытывают сложности в связи с тем, что популярный голливудский контент от тех студий, которые объявили России бойкот, в РФ легально недоступен. Да, мы понимаем, что это повлечет рост пиратства, но это не будет рост с нуля, у нас и так с пиратством огромные проблемы. Но разрушать правовые основы защиты авторских прав непонятно ради чего в России никто не станет, Минкультуры здесь демонстрирует как раз очень здравый, ответственный подход. Российские сервисы стараются очень активно производить собственный контент, получается это достаточно неплохо. Если посмотреть на цифры — «Кинопоиск» отчитался о каком-то рекордном просмотре своего нового проекта, посвященного группе «Король и Шут», который посмотрело чуть ли не полмиллиона подписчиков в течение первых нескольких дней. У нас есть хороший потенциал отечественной киносериальной индустрии — контент актуальный, интересный, снятый достаточно качественно. Понятно, что планка Голливудом поднята весьма высоко, но это вполне годный контент, достойный того, чтобы смотреть его на легальных сервисах и даже за это немножечко платить».

Такая реакция Минкульта была ожидаемой, офлайн-кинотеатры не слишком надеялись на поддержку со стороны профильного министерства, говорит владелец компании «Люмен фильм», которая управляет шестью кинотеатрами в российских городах, Павел Поникаровский:

— Позиция Минкультуры достаточно долго не меняется. То есть они и против того, и против этого — и против принудительного лицензирования, и против ввоза через Белоруссию, и против параллельного импорта. Никаких решений задачи они не предлагают, то есть они только против, а что с этим делать, честно говоря, профессиональное сообщество не знает, потому что это наше профильное министерство, оно за нас отвечает, и такое впечатление, что кинотеатры этому профильному министерству уже не нужны. Та ситуация, которая существует по факту в российских кинотеатрах, это на самом деле скверная ситуация, предприниматели вынуждены идти на какие-то меры, потому что экономическая модель кинотеатров по большому счету полностью разрушена, недееспособна.

— А откуда в Россию ввозятся сейчас фильмы?

— Нам сложно сказать. Есть поставщики, которые привозят контент, каким образом они его добывают — нам неизвестно, не можем выследить какую-то цепочку. Сначала ходили слухи, что это из Казахстана, потом из Армении, потом из Грузии. В любом случае технические специалисты, которые у нас работают, не очень представляют, каким образом можно вообще получить контент в хорошем качестве, если отсутствует прямой доступ к студии. Возможно, что это прямо на студии делается. Природа появления хороших качественных копий в России нам неведома.

По словам Павла Поникаровского, демонстрация контента, ввезенного нелегально, — вынужденная мера для кинотеатров. И поскольку она лежит в «серой» зоне, то едва спасает ситуацию. Нормальное ведение бизнеса, по его словам, в таких условиях невозможно.

От продолжения своей деятельности в России ранее отказались кинокомпании Warner Bros., Disney, Sony, Paramount, Universal Pictures и другие. Это привело к резкому падению совокупных сборов кинопроката на 42% год к году.

Прошлым летом в Госдуме предложили легализовать в России принудительное лицензирование иностранных объектов авторского и смежного права через суд, однако инициативу раскритиковали в том числе онлайн-кинотеатры и до чтений проект не дошел.