Эволюция панк-культуры: как менялась самая протестная субкультура
Первые ассоциации, которые возникают в голове при слове «панк» — это цветные ирокезы, высокие ботинки, кожаные куртки и музыка, больше напоминающая шум и грохот. На самом деле, воспринимать панк только как музыкальную эпатажную культуру — значит, смотреть на него слишком узко. Разбираемся, когда появилась панк-культура, как она эволюционировала и что с ней происходит сейчас.
Истоки
Чтобы разобраться в причинах появления панка, стоит заглянуть в Англию и США 60-х и начала 70-х годов. Культурная, а, точнее, субкультурная жизнь того периода была более чем насыщенна и очень разнообразна. На улицах Лондона можно было встретить изящно одетых молодых людей в итальянских костюмах на легендарных мопедах Lambretta или Vespa — это буржуазная субкультура модов, которых можно назвать детьми послевоенного экономического подъема Англии.
В это же время на окраинах Лондона танцевали ска молодые ямайцы с бритыми головами в черных костюмах, какие носили герои приключенческих американских фильмов — это рудбои. Бедные выходцы из Ямайки, которые не наслаждались жизнью как моды, а, скорее, боролись за нее.
Из двух этих субкультур удивительным образом рождается третья — скинхеды. Бритоголовые парни из простых рабочих семей, которые тусуются на улицах, с презрением поглядывают на богатеньких и успешных, слушают ска и регги, носят высокие ботинки, голубые джинсы, харрингтоны и бомберы. В это же время по США на трейлерах колесят американские хиппи и битники — пацифисты и наивные анархисты, которые хотят отойти от повсеместного потребления, вернуться в лоно природы и жить обособленно.
Еще именно это время можно назвать расцветом рок-музыки — она как никогда популярна и окружена флером элитарности, ей увлекаются сотни миллионов человек по всему миру, а Дэвид Боуи, Элвис Пресли и Джон Леннон — пожалуй, главные селебрити того периода.
Конфликт поколений
Такая ситуация нравилась не всем. Во-первых, молодежь раздражал снобизм и консерватизм своих родителей, которые требовали от них окончить университет, устроиться на нормальную работу, завести семью и каждый день носить твидовый пиджак, потому что так принято.
Во-вторых, социальное расслоение заставляло выходцев из бедных семей чувствовать себя ненужными, выброшенными на обочину жизни, не имеющими возможности для самореализации.
В-третьих, все субкультуры, которые уже существовали на тот момент, не могли решить главную задачу — в них не было того радикального протеста, эпатажа и демонстративности, какой хотелось этой озлобленной молодежи.
Ну, и, в-четвертых, рок-музыка, которая в начале 50-х была своего рода бунтом и протестом, теперь стала обычным бизнесом, а его звезды — миллионерами, которым было нечего предложить озлобленным и разочарованным молодым людям.
В ответ на это у наиболее радикальных групп молодежи начали формироваться леворадикальные анархистские взгляды. Они считали, что власть и общество навязывают им ложные идеалы, что человек должен быть независимым и не стоит пытаться понравится окружающим, они негативно воспринимали «продажность» рока и предпочитали играть кое-как, шумно, в гараже у приятеля, зато с искренними эмоциями. Не ради ротации на радио, а ради декларации, манифестации и протеста. Так со временем сложилась новая контркультура.
Классический панк
Когда именно возник панк, сказать сложно. Исследователи считают, что культура формировалась с конца 60-х по середину 70-х, а каноничная для панка группа Sex Pistols начала выступать в 1975 году, формируя тогдашнюю панк-сцену Лондона. Первые панки игнорировали общественный порядок, уклонялись от работы, вели асоциальный образ жизни, носили рваные джинсы, кожаные куртки, высокие ботинки, пирсинг, самодельные украшения из английских булавок и других подручных материалов.
Взяв фрагменты агрессивного образа у скинхедов и некоторые идеи у хиппи, они стали эпатировать и привлекать к себе внимание общества, чтобы, как им казалось, заставить обывателей задуматься и поставить под сомнение собственный образ жизни, несвободу и ограниченность, несправедливость капиталистической системы.
При этом политической силой панк-культуру назвать было нельзя — они не стремились занять место в парламенте и как-то влиять на политику государства. Скорее, они пошли по пути хиппи и стремились отдалиться от неприятной и неблизкой им системы, устраивая собственные коммуны и обустраивая сквоты в заброшенных зданиях.
Достаточно быстро начали появляться ответвления панка — анархо-панки пропагандировали веганство, гендерное равенство и свободу, краст-панки играли мрачную музыку, посвященную социальным и политическим проблемам, хардкор-панки начали играть более тяжелый и агрессивный рок, а ска-панки пытались соединить классическое звучание с ямайскими мотивами.
За несколько лет панк-культура распространилась по всему миру, найдя отклик у большого количества молодежи, особенно у необеспеченной и склонной к политике и протесту. Учитывая контркультурный характер панка, он становился тем популярнее, чем яростнее с ним боролись. Поэтому, когда в Англии запретили песню Sex Pistols «Боже храни королеву», пластинки группы тут же раскупили. По аналогии панк развивался и в других странах, привлекая тем больше новых сторонников, чем агрессивнее общество пыталось бороться с этими «маргиналами» и «отбросами».
Советский панк
Несмотря на железный занавес, советская Россия не осталась в стороне и тоже пережила бум субкультур. Правда, именно этого понятия в СССР не было, а всех «не таких» относили к достаточно обширной категории «неформалов», в которой оказались и металлисты, и панки, и «афганцы», и люберы.
Есть несколько версий о зарождении панка в СССР. Так, некоторые считают, что панк сначала появился в странах восточной Европы, которые находились под влиянием Советского Союза, и уже оттуда, в частности, из Латвии, Литвы и Эстонии, просочились в Россию и укоренились сначала в Петербурге, потом в Москве, а следом и по всей стране.
Вторая версия говорит о том, что панк появился сразу в Петербурге самостоятельно, и причины его появления были очень близкими с появлением этой культуры в Британии: конфликт поколений, протест против формализма системы, желание выразить себя, сделать что-то новое, вызывающее и яркое. Почвой для появления советских панков стало поколение бездельников, которое сформировалось в конце 70-х. Это были молодые люди, которые не очень то интересовались делами коммунистической партии, не протестовали, но игнорировали общественные нормы и вообще старались не участвовать в общественной жизни, быть вне доминирующей культуры.
В 1979 году в Ленинграде появилась первая панк-группа — «Автоматические удовлетворители». Ее основатель Андрей Панов описывал сообщество вокруг группы как «веселых шалопаев». Они пили много алкоголя, вели асоциальный образ жизни и конфликтовали с официальным рок-клубом, что в целом повторяет вектор британских панков. Вскоре из этой тусовки выходит звезда русского рока Виктор Цой, который в 1982 году переименовывает свою группу «Гарин и гиперболоиды» в «Кино» и записывает альбом, ставший гимном советского потерянного поколения. В то же время власти начинают активно бороться с неформалами, в ответ на это субкультура радикализируется, уходит в своего рода подполье и только разрастается.
Панки в России
В перестройку и 90-е российский панк переживает то же деление, что и европейский. Зарождаются как более политизированные группы, так и менее. К примеру, с разницей в четыре года появляются крайне радикальная и протестная группа «Гражданская оборона», основатель которой Егор Летов потом будет много раз участвовать в акциях протеста, и фолк-панк коллектив «Король и Шут», в лирике которой никакой политики не будет вообще.
В 90-е появляется огромное количество музыкальных коллективов, а панк расползается по всей стране. Его уже не запрещают на официальном уровне, но общество относится к нему пренебрежительно. Более того, появляются своего рода «формальные» субкультуры, которые противостояли неформальным.
Ко второй половине 2000-х субкультурный бум начинает затихать. Общество более-менее привыкло к неформалам, былого противодействия уже нет, развиваются новые музыкальные направления и протест постепенно лишается смысла. Последние всплески субкультурной активности приходятся на 2007–2009 годы, откуда и пошел мем «Верните мой 2007-ой». К 2011–2012 годам все неформальные субкультуры фактически заменят вышедшие из них хипстеры, чей протест будет уже не таким радикальным и совсем не маргинальным.
Панк-культура в наши дни
Говорить, что классический панк забыт — преждевременно. За время существования субкультура породила десятки культовых групп, которые до сих пор привлекают внимание. К примеру, в прошлом году в США сняли мини-сериал «Пистолет» о Sex Pistols, который пополнил ряд экранизаций, сериалов и книг об истории коллектива. В России не меньший интерес проявляют к культовым «Кино» или «Королю и Шуту». Одноименный сериал о группе в марте выходит на Кинопоиске, а фокус в нем сделан именно на независимости и бегстве музыкантов от реальности, нежели агрессивном протесте.
Подход к картине как к панк-сказке отражает мотивы группы, которая, появившись в 1988-ом году, стремилась именно уйти от советской действительности, а не вступать с ней в радикальный конфликт. Вместе с сериалом на Винзаводе открылась выставка «
Панк-культура. Король и Шут
». Она посвящена истории субкультуры и ее наследию.
И сейчас изредка можно встретить на улице человека в косухе с ирокезом, но это скорее осколки былой субкультурной лавины. В наше время уже никого не удивишь татуировками, пирсингом и цветными волосами, а, значит, и внешний протест теряет свой непосредственный смысл. Более того, границы субкультур настолько размылись, что существование каноничной культуры образца 70-х выглядит консервативно, а не современно и протестно.
При этом черты панка часто можно встретить в разных областях. Индустрия моды охотно заимствует из панка элементы внешнего вида, взять хотя бы клепаные кожаные сумки, цепи, рваные джинсы и высокие ботинки, в музыке на панк-роке основывается огромное количество направлений, а идеология панка и вовсе остается практически неизменной и актуальной для многих людей даже сейчас. Просто, внешне приверженность панку может уже никак не проявляться, оставаясь более спокойной и менее маргинальной формой интеллектуального протеста.
Фото: свободные интернет-источники