Войти в почту

Иранское кино и история про свободу чеченской девушки: итоги фестиваля «Дух огня»

Главный приз в российской программе на фестивале «Дух огня» получил фильм на чеченском языке ученицы Александра Сокурова Малики Мусаевой. Ленту снимали два года назад при финансовой поддержке в том числе Романа Абрамовича. В январе картину «Клетка ищет птицу» впервые показали на Берлинском фестивале. В Сибири была российская премьера. Главная героиня — чеченская девушка, которая мечтает вырваться из семьи, из родного села в город, во многом это собирательный образ знакомых и подруг режиссера. Фильм невероятно красиво снят. Это отметило жюри, дав картине сразу три награды: главный приз, за лучшую женскую роль и за операторскую работу.

Иранское кино и история про свободу чеченской девушки: итоги фестиваля «Дух огня»
© BFM.RU

Фильм на премьере представлял его оператор Дмитрий Наговский:

— Малика нашла деревню, в которой жили замечательные люди. Часть из них это родственники тех, кто живет в деревне, они жили в Чечне. Мы снимали в Ингушетии, это чеченская деревня, она на границе. Известна история отношений Александра Николаевича [Сокурова] и чеченских властей. Нам никто не угрожал прекратить съемки нашего фильма. Я по крайней мере об этом не знаю.

— Были ли вы на показе на Берлинале? Как там картину приняли?

— Приняли хорошо. Вопросы были про кино. Мне рассказывали, что немцам довольно сложно будет понять этот фильм без контекста. Я думаю, что не только немцам. Но как будто бы все было хорошо.

— Александр Николаевич в конце января говорил, что прокатные перспективы пока очень туманны. Может быть, у вас уже есть какой-то апдейт этой информации?

— У меня нет апдейта. Есть французский прокатчик. Как будет осуществляться прокатная история в России, я не знаю, тем более сейчас.

Практически каждый член жюри фестиваля «Дух огня» признавался, что выбор давался тяжело. Судить дебютантов — большая ответственность, велика вероятность сломать не одну судьбу. К тому же каждый актер или режиссер порой бывает в схожем положении, когда начинает делать что-то совсем новое.

Например, Павел Лунгин, председатель международного жюри на этом киносмотре, сейчас снимает фильм «Василиса и королева лайков», это новогоднее фэнтези. Ничего подобного он раньше не делал. Это будет его первая работа за последние четыре года. Я спросила Лунгина, как за это время изменились зрители и темы, на которые с ними нужно говорить:

— Для меня — те же самые, потому что я так же прожил эту пандемию, я так же просидел два года на даче. В результате я понял, что со мной ничего не переменилось и люди совсем не переменились. Мне все говорили, что началась новая эпоха. А мне кажется, что мы продолжаемся. Что я начинал делать в 2019 году? Я начинал делать сказку. Для человека сказки нужны и сейчас.

— По-вашему, темы, которые надо затрагивать в фильмах, будь то в сказках, будь то в других жанрах, тоже никак не изменились?

— Тема — это ты: я пытаюсь делать фильмы, которые соответствуют мне. Я полез в историю массового кино, где еще и Сергей Гармаш, где еще и Даша Мороз, да еще и детское кино, да еще и Tik Tok. Я волнуюсь.

В Ханты-Мансийск привезли дебюты практически изо всех государств, которые сейчас продолжают с Россией культурный обмен: Китай, Япония, Германия, Франция, Испания, Чили, Бразилия, Иран. Взявший главный международный приз иранский «Параллакс» — это кино про кино. Рассказ о трудностях, с которыми сталкиваешься при создании фильмов, и о жестокости того, что мы называем искусством. Для режиссера было важно, чтобы премьера прошла именно на этом фестивале. Он сам представитель малой иранской народности. А в слове «Ханты-Мансийск» заключено название двух малочисленных народов. В морозном сибирском городе фильм в итоге приняли очень тепло.