«Россия вас не забудет». Комедии Гайдая стали самыми кассовыми лентами «Мосфильма»

В этом году страна отмечает 100-летие великого комедиографа, народного артиста СССР Леонида Гайдая. Киноленты мастера входят в список 250 лучших фильмов, по мнению авторитетных интернет-сервисов, и по-прежнему бьют рекорды по количеству просмотров на онлайн-ресурсах «Мосфильма».

«Россия вас не забудет». Комедии Гайдая стали самыми кассовыми лентами «Мосфильма»
© На Западе Москвы

Комедии Леонида Гайдая стали самыми кассовыми картинами советского проката. Так, например, «Кавказскую пленницу» в год выпуска посмотрели 76,5 млн человек, а «Бриллиантовую руку» - 76,7 млн.

В 1995 году «Бриллиантовая рука» победила в опросе телезрителей и была признана лучшей отечественной комедией за сто лет. Ее создателя наградили «Золотым билетом» ( приз РТР), правда посмертно. Мастера не стало в ноябре 1993 года, 30 лет назад.

СМЕХ – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Карьера в кино началась для выпускника режиссерского факультета ВГИКа, Леонида Гайдая, на «Мосфильме». Он пришел на главную киностудию страны в 1955 году.

Фото: из личного архива Татьяны Рыбченко

«Уже через год вместе с Валентином Невзоровым снял свой дебютный фильм – драму «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная»», - рассказывает культуролог, жительница района Филевский парк Татьяна Рыбченко. - Молодой режиссер сделал серьезное кино, но один из первых его зрителей, Михаил Ромм, разглядел в коллеге талант комедиографа и посоветовал работать в «лёгком» жанре».

Учился Леонид Гайдай в мастерской Григория Александрова – адепта голливудской комедийной школы. Автор знаменитых «Весёлых ребят» внушил своим студентам, что «разжалобить легче, чем рассмешить». Но Гайдай попробовал, и у него получилось. Позже Леонид Иович любил повторять: «Смех - дело серьезное».

ВЫСОКАЯ ПЛАТА

«Смех мог стоить Гайдаю карьеры», - продолжает рассказ культуролог, - Режиссёр снял сатирическую комедию «Жених с того света». Выйти на экраны в авторском варианте фильм не мог, слишком острым он показался цензорам. После удаления всех неугодных рецензентам сцен картина сократилась по хронометражу до 47 минут». Не помогло даже заступничество директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, симпатизировавшего автору «Жениха…», Гайдай был отстранен от работы.

Но Пырьев все же помог Леониду Иовичу вернуться в комедию. Правда, как отмечает Татьяна Рыбченко, Гайдаю пришлось для этого перебороть себя и экранизировать героико-революционную пьесу Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“». О фильме «Трижды воскресший» режиссер вспоминать не любил.

БОЛЬШОЙ УСПЕХ КОРОТКОГО МЕТРА

Кадр из фильма Л. Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» 1961 г.

«А вот о короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс», вошедшей в мосфильмовский киноальманах «Совершенно серьезно», зрители вспоминают до сих пор», - говорит культуролог. - Этот десятиминутный фильм стал бешено популярным, его без конца показывали по телевидению, и даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1961 года». История полюбившихся зрителям героев «Необычного кросса…»: Балбеса – Труса – Бывалого в исполнении Никулина, Вицина и Моргунова потребовала продолжения. Гайдай снял еще одну короткометражку «Самогонщики», а затем разразился потоком искрометных комедий о Шурике. И во всех этих фильмах присутствовала знаменитая троица.

ВАШЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРЕДО?

Кадр из фильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 г.

Леонид Гайдай был мастером эксцентрической комедии, одна из главных отличительных особенностей которой – стремительное развитие сюжета в непредсказуемом направлении. «Для лент Гайдая характерны фарсовые ситуации с оттенком буффонады, его фильмы строятся на действии без лишних слов, а реплики героев превращаются в крылатые фразы. Режиссёр точен в деталях и позволяет актерам импровизировать. В похожем жанре работают Луи де Фюнес и Пьер Ришар», - отмечает культуролог. Гайдай стремился говорить со зрителем коротко, понятно, просто и остроумно, фразы персонажей были отточены до предела, многие ушли в народ: «Ваше политическое кредо? - Всегда! - Россия вас не забудет!» («12 стульев»), «Меня терзают смутные сомнения…» («Иван Васильевич меняет профессию»), «Наши люди в булочную на такси не ездят!» («Бриллиантовая рука»), «Птичку жалко!» («Кавказская пленница») и многие другие.

Кадр из фильма Л. Гайдая «12 стульев» 1971 г. Режиссер в роли архивариуса Варфоломея Коробейникова.

ВЫБОР ГЕРОЯ

Гайдай был мастером экранизаций, комедиограф перенес на экран Зощенко, Гоголя, Булгакова, Лассила.

Не все попытки были одинаково успешны, но превратить пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич» в киношедевр режиссеру удалось. Как отмечает культуролог, кастинг на главные роли был долгим. Писался сценарий под Юрия Никулина, но артист от роли царя отказался.

Пробовались Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Владимир Этуш, сыгравший в итоге роль дантиста Шпака, Георгий Бурков, Сергей Никоненко, Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Роль досталась Юрию Яковлеву - только ему удалось «раздвоиться» правдоподобно и сыграть самодержца и управдома так, как этого хотел режиссер.

Не просто дался выбор и главной героини. Зину могли воплотить на экране Наталья Гундарева, Наталья Гвоздикова, Наталья Богунова. Но в кадре мы видим повзрослевшую Лиду из «Операции «Ы»...» - уверенную в себе красотку Наталью Селезневу. Роль изобретателя машины времени сыграл экранный Шурик – Александр Демьяненко. Кстати, в этом году «Ивану Васильевичу…» исполняется 50 лет. Полвека картина не сходит с экрана.

Посмотреть бессмертные шедевры мастера, а снимал он их исключительно на «Мосфильме», можно бесплатно в прекрасном качестве в онлайн-кинотеатре киноконцерна. Напомним, что одна из площадей киностудии носит имя великого режиссера. А свой последний приют Леонид Иович Гайдай обрел на Востряковском кладбище в Тропарево-Никулине.

НАШЕ ДОСЬЕ

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Учился в Иркутской железнодорожной школе, которую окончил 21 июня 1941 года. А уже 23 июня пошел записываться добровольцем в армию, чтобы бить фашистов. Леонида не взяли, он устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре. Его призвали в армию осенью 1941 года. Службу начал в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт красноармейцем пешей разведки. Отличился в бою за деревню Енкино в Псковской области - забросал гранатами огневую точку противника, за что был награждён медалью «За боевые заслуги» . В 1943 году во время выполнения очередного задания сержант Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжёлое ранение в правую стопу. После лечения, в январе 1944 года, будущий режиссёр был признан инвалидом 2-й группы. Вернулся в Иркутск, где в 1947 году окончил театральную студию при областном драматическом театре, работал актёром и осветителем. В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа. В 1955 году пришел на «Мосфильм».