Историк Гурьев посоветовал снять докфильм после выхода «Нюрнберга»
В начале марта в России состоялась премьера кинокартины о самом громком военном трибунале всей мировой истории - Нюрнбергском процессе. Историк Евгений Гурьев в комментарии для «Слово и Дело» рассказал о плюсах и минусах освещения этой темы в художественном кино, а также напомнил, что нужно знать о трибунале перед походом в кинотеатр. Нюрнбергский трибунал – это международный судебный процесс над преступниками нацисткой Германии после окончания Второй мировой войны. В основу сюжета фильма легла книга Александра Звягинцева «На веки вечные». В создании картины приняли участие профессионалы из России, Австрии, Германии, Великобритании и Франции. Создатели картины обещали, что фильм будет базироваться на неизвестных доселе исторических фактах и документах, полученных историками и журналистами непосредственно от участников и свидетелей Нюрнбергского процесса. Главная задача фильма звучала грандиозно - «популяризация объективного исторического знания». Однако отзывы первых зрителей явно другие. Фильм «Нюрнберг» - это совсем не судебная драма, как можно было бы подумать. Скорее это романтическая драма, человеческая история, которая происходит на фоне больших исторических событий.
Роль Нюрнбергского процесса в истории
Историк Евгений Гурьев напоминает: Нюрнбергский процесс – это важнейшая точка в истории Второй мировой войны. Если военную точку поставила капитуляция нацистской Германии 9 мая 1945 года, то юридическую точку в войне поставил именно этот трибунал. На нем был официально юридически, осужден нацизм как идеология, осуждена политика нацизма и ее методы. Была дана правовая оценка деятельности конкретных руководителей, политических и силовых структур нацистской Германии. Они были признаны преступными организациями, само членство в которых является преступлением вне зависимости от того, что конкретно сделал каждый из этих членов. Это важная юридическая оценка нацизма. Именно в рамках Нюрнбергского процесса было введено понятие преступления против человечности, которое впоследствии превратится в понятие геноцида. «Это нужно помнить, об этом нужно напоминать, в том числе в наших нынешних условиях, когда мы видим в некоторых странах иное отношение к нацизму, чем было озвучено на Нюрнбергском процессе».
История или художественный нарратив?
Историк Евгений Гурьев отмечает, что суть Нюрнбергского процесса лучше бы раскрыл документальный фильм. Да, записи с судебных заседаний сегодня находятся в открытом доступе, и этот процесс не раз освещался в документальных картинах. Однако за это время добавилось много новых материалов, рассекреченных документов, воспоминаний и хроники, которые могли бы лечь в основу нового, наиболее полного фильма о главном трибунале в истории. «Есть материалы Нюрнбергского процесса, есть воспоминания участников со всех сторон, в том числе и воспоминания подсудимых. Процесс освещали журналисты, было важно, чтобы процесс был международным, от имени четырех держав-победительниц во Второй мировой войне. Это можно было бы показать в документальном фильме, который рассказал бы именно об истории Нюрнбергского процесса, его подготовке, о его ходе, о его итогах, проиллюстрированный в том числе и новыми рассекреченными документами, которые, есть и в наших архивах», - сказал историк. Уместить такие широкие пласты в один художественный фильм было бы просто невозможно. Наши кинематографисты попытались показать иную сторону, в сторону разведки, в сторону политического противостояния. Нюрнбергский процесс важен еще и тем, что это последний перед началом Холодной войны отголосок антигитлеровской коалиции, когда союзники, объединенные общим врагом, действовали сообща. Да, они имели разные интересы, разное видение, но тем не менее, находили некие компромиссы. «В таком фильме должны быть принципиальные моменты, не искажающие историю и ставящие акценты так, как они расставлены. Все остальное можно и, как говорится, придумать ради драматизма, тем более что все-таки речь идет о художественном произведении. Искажение истории плохо, но так или иначе оно есть в любом историческом художественном кино», — напомнил историк Евгений Гурьев в комментарии для «Слово и Дело». Читайте интервью автора документальной аудиодрамы о Нюрнбергском процессе Антона Чечулинского для «Слово и Дело».