Войти в почту

«Нам всем нужна близость» В прокате — комедия о браке по расчету в эпоху Tinder. Кто ее снял?

В российский прокат выходит романтическая комедия «При чем тут любовь?» — новый фильм прославленного режиссера Шекхара Капура, возможно, единственного постановщика в истории кино, который снимал хиты как в родном Болливуде («Мистер Индия», «Королева бандитов»), так и на Западе («Елизавета», «Золотой век»). В «При чем тут любовь?» Капур обращается не только к новому для себя жанру, но и к теме мультикультурности современной Европы, увиденной через призму браков по расчету, которые не уходят в прошлое даже в эпоху Tinder и быстрых знакомств. «Лента.ру» поговорила с Капуром о фильме.

«Нам всем нужна близость» В прокате — комедия о браке по расчету в эпоху Tinder. Кто ее снял?
© Lenta.ru

«Лента.ру»: Что заинтересовало вас в этом сценарии, особенно учитывая, что в жанре романтической комедии вы прежде не работали?

Шекхар Капур: Я на самом деле не верю в жанры. Мне кажется, если ты начинаешь подгонять фильм под жанр, то он становится скучным. Сценарий меня заинтересовал из-за своей мощной эмоциональности — ей была проникнута и следовала, казалось, сама история. Но больше всего меня заворожила фигура Зоуи, главной героини, которую сыграла Лили Джеймс. Я искренне убежден, что близость — фундаментальная потребность каждого человека. Когда человек рождается, первым делом он припадает к груди матери — и это, безусловно, очень интимное действо. Когда мы умираем, мы хотим держать кого-то за руку. Нам нужна близость. И в Зоуи, нашей героине, как будто воплощен вопрос, как нам искать и находить подлинную близость в эпоху Tinder и перемывания друг другу костей в социальных сетях. И из этого вопроса вытекали следующие.

Да, сам секс может быть при этом волнующим, но как в процессе не потерять понимание, что вообще-то ты ищешь близость и любовь? И почему многие верят, что это эффективный способ ее найти? На другом полюсе — брак по расчету или договоренности, который, в свою очередь, провоцирует уйму собственных вопросов. Почему люди верят, что, не зная ничего о будущих супругах, не имея представления об их сексуальности, они тем не менее будут жить в счастливом союзе?

Я сам из Индии, и я прекрасно помню, что когда родители заговорили о браке по договоренности, моей первой мыслью была: «Как я узнаю, что мы сексуально совместимы?» Конечно же, я отказался напрочь. Как отказалась бы Зоуи — ведь первый вопрос, который задает своему собравшемуся жениться по расчету другу, был тем же. Я дважды женился — и оба раза после того, как какое-то время провел в отношениях со своими женами.

Так что все это очень злободневные вопросы. Когда я познакомился с Лили Джеймс, то сказал ей: «Твоя героиня как будто ведет машину с неработающими тормозами. Она растеряна и понятия не имеет, куда жизнь ее тянет». И в то же время ее лучший друг вообще лишен этой растерянности, убежден, что все делает правильно, — поэтому он женится на другой и только тогда понимает, что ошибся. Каждого, то есть, ждет момент сомнения так или иначе, но невозможно предсказать — когда. Вот что заинтересовало меня в этом сценарии, вот этот парадоксальный эмоциональный баланс сюжета.

При этом Зоуи — еще и режиссер-документалист, что привносит в «При чем тут любовь?» элемент игры между самим фильмом и фильмом внутри фильма, который снимает героиня. А что эта ее профессия добавляет картине, на ваш взгляд?

Зоуи была документалисткой еще в сценарии, так что это не мое изобретение. И ее профессия добавляет элемент неопределенности. А еще — благодаря структуре ее фильма — дает возможность говорить о тех проблемах, которые лежат в основе «При чем тут любовь?», метафорически, с помощью, например, переосмысленных сказок, которые она использует в закадровом тексте и которые дают понять, что у нее на душе, позволяют ее внутреннему голосу заговорить.

Насколько личным был для вас сюжет фильма? Вы, конечно, не женились по договоренности, но до кино, например, занимались финансами — потому что таковым было желание ваших родителей.

Дело, кстати, не только в родителях — когда мы говорим о браках по договоренности. В смысле, они заключаются не только для того, чтобы осчастливить родителей. У нас в Индии вокруг таких браков выстроена целая система принципов и традиций. Но вообще, по расчету ведь женятся во всем мире.

Так что это универсальная традиция. Вспомните, например, фильм «Безумно богатые азиаты» — там ведь тоже был брак по расчету, и тоже была попытка понять, чего хотят родители, чего хочет молодое поколение. И в кино эта тема поднималась на протяжении всей истории. Может быть, не всегда звучали слова «брак по договоренности», но сути дела это же не меняет.

Вам ведь удается свести в «При чем тут любовь?» элементы, как типичные для западного кино, так и более привычные для зрителей болливудских блокбастеров.

Да, все говорят, что я интегрировал в английский фильм болливудскую танцевальную сцену.

Танцуют, поют, участвуют в танцевальных конкурсах. Поэтому нам не пришлось ничего насильно в фильм встраивать, ничего притягивать за уши. Но я не буду скрывать, я снимал эту сцену с большим удовольствием. Я обожаю мюзиклы. И если бы мог выбирать, то все мои фильмы были бы мюзиклами. Помните «Елизавету»? Там сцена танца была ключевой (усмехается).

А что еще, как вам кажется, объединяет все ваши работы? Вы ведь снимали и в Индии, и в Европе, вы поставили мюзикл в театре в Германии...

Не зная ни слова на немецком, представьте себе (смеется)! Что объединяет мои фильмы? Я думаю, что их объединяет моя жизнь — а моя жизнь до сих пор большая загадка для меня самого, один огромный знак вопроса. Я все время все, включая себя, ставлю под вопрос, во всем сомневаюсь. И не позволяю себе преисполняться уверенности в том, что я что-то знаю. Люди спрашивают меня: «Шекхар, в чем природа творчества? Что значит быть творческим человеком?» И я отвечаю: «Могу ответить в трех словах». Собеседник оживляется. Но эти три слова: «Я не знаю».

Для меня акт творения невозможен без незнания — именно оно ведет к открытию и осознанию. А затем — к новым, более интересным вопросам. Думаю, это и объединяет все мои фильмы — они заканчиваются новыми, не менее увлекательными, чем в завязках, вопросами. Как дальше будут жить полюбившие друг друга герои? Что их ждет? В этом незнании, по-моему, заключается счастье. Любовь — это тайна. Жизнь — это тайна. Если бы мы знали наперед все, что нас ждет, например, в любви, мы бы мгновенно потеряли к ней интерес. Тайна движет всеми нами.

Кроме тех фильмов, которые вы сняли, вы известны еще и огромным числом проектов, которые не реализовались по разным причинам. О каком из них жалеете больше всего?

На самом деле, нет такого неснятого мной фильма, который я бы по-прежнему не надеялся снять. Мы ведь живем еще и в эпоху IMDB, где все эти еще не снятые картины у тебя на странице значатся. А вот как обстоит дело. Ко мне обращаются продюсеры с проектом или сценарием, я соглашаюсь в случае, если они уверены, что смогут найти финансирование. А мое имя в этих случаях в определенной степени тоже становится гарантией финансирования — его прикрепляют к проекту, его озвучивают инвесторам, его добавляют на страницу фильма на IMDB. Но даже при этом все необходимые для запуска фильма ресурсы удается найти далеко не всегда, и я переключаюсь на что-то другое.

Проект, о котором спрашивают чаще всего, — это «Вода», фантастика о мире будущего, в котором кончились запасы воды. Что ж, именно «Вода» будет моим следующим фильмом. Когда я придумывал ее пятнадцать лет назад, все меня спрашивали: «Что значит — мир, в котором кончилась вода? Как это возможно? Ну брось». А теперь те же люди твердят: «Нужно срочно снимать, это невероятно актуально».

Важная тема для «При чем тут любовь?» — мультикультурность британского общества. На ваш взгляд, как сейчас обстоят с ней дела?

Становится лучше, определенно. И Brexit доказал, что от мультикультурности не уйти, что без нее будет хуже, и страх чужака, страх другого будет только отравлять наши жизни. Расскажу вам историю. Я тут как-то недавно ехал в Лондоне в такси, и таксист всю дорогу жаловался на поляков, которые приезжают в Великобританию. Все штампы прозвучали: «Они селятся в маленькие квартиры большими семьями. Мы все время чувствуем запах их ужасной готовки. Из-за них цены на жилье в моем районе падают. Они сидят на улице все время компаниями и пялятся на девушек. Такой ужасный народ!» Знаете, откуда был водитель? Из Пакистана. Двадцать лет назад все то же самое говорили о нас.

И вместо того чтобы решить ситуацию, Brexit только сделал жизнь каждого немного хуже. Причем, судя по статистике, больше всего за него голосовали в районах, где меньше всего иммигрантов. И если разделять этносы, то их страхи и предрассудки по отношению друг к другу будут только усиливаться.

Фильм «При чем тут любовь?» (What's Love Got to Do with It?) выходит в российский прокат 8 марта