#МагияВинила: Музыка для брошенного поколения
В новом выпуске авторской рубрики Антона Котова говорим о феномене The Prodigy и их втором студийном альбоме Music for the Jilted Generation. В предыдущих материалах #МагииВинила я рассказывал о личном знакомстве с первым альбомом британского коллектива The Prodigy. Сейчас хотелось бы поговорить о феномене "Дарования" на фоне быстро меняющейся электронной сцены. В чём интерес наблюдений? Да в том, что The Prodigy одинаково радует поклонников разных направлений музыки, будь то шумная рок-сцена или мудрёная электроника. Последняя, к слову, является более простой в плане исполнения, строится на готовых музыкальных формулах и, следовательно, является более многочисленной по составу исполнителей. Но The Prodigy навсегда останутся пионерами биг-бита, получившими признание во всём мире и подарившие более 25 миллионов копий своих альбомов. Следует понимать, что играющие музыку диск-жокеи редко уходят дальше создания пары синглов или небольшого сборника. Иными словами, полноценный альбом собой являет верх мастерства. Пластинка должна быть разноплановой и последовательно продуманной, не только радовать танцующую в клубе публику, но и не утомить при домашнем прослушивании. The Prodigy смогли создать своё неповторимое звучание, используя в музыке элементы различных стилей, начиная от хардкор-техно, индастриала и брейкбита в начале 1990-х годов и заканчивая электро-роком с вокальными элементами панка в более позднее время. Второй их альбом 1994 года Music for the Jilted Generation (с англ. - Музыка для брошенного поколения) по звучанию отличается от первого тем, что создавался как студийная запись и не был отточен на реакции поклонников во время сценических выступлений. Быть может, именно поэтому студийник передаёт какую-то мрачную атмосферу, словно погружает в неведомые миры. Неслучайно, большинству слушателей альбом знаком благодаря к/ф "Секретные материалы" и к/ф "Доберман" с запиленной композицией Voodoo People. Помню, как в 1997 году у меня появился PC Pentium II со стратегией 7th Legion, возникли проблемы с звуковой картой, и игру я проходил под многократно повторяющийся альбом Music for the Jilted Generation. После выполнения миссии демонстрировался небольшой мультик про войну будущего. По сей день прослушивание композиций вызывает ассоциации про сражения огромных боевых роботов и космических кораблей. Тем, кто застал популярность The Prodigy в подростковом возрасте, хорошо запомнился вкладыш альбома в виде картинки с перерубающим веревочный мост хиппи. Что за дерзкий чувак с ножом в руке пытается порвать с радостью индустриальной жизни в пользу племенных танцев под открытым небом? Понятнее дело, что это собирательный образ человека в побеге от ловушек потребительской жизни. На противоположной стороне изображена толпа полицейских с дубинками и собаками. Пропасть отделяет их от цветочной поляны с танцующими напротив огромных колонок людьми. Даже случайному зрителю может показаться, что внешняя сторона обложки создана иным художником и чем-то напоминает замороженного Хана Соло из "Звездных войн". Так и есть, рисунки внутреннего вкладыша принадлежат создателю обложек Metallica и Uriah Heep - Лесу Эдвардсу. Он был в два раза старше музыкантов и принадлежал к хипарям 60-х. Опыт былого бунта отлично подсказал художнику, что хотели увидеть The Prodigy на обложке. Основной музыкант и автор музыки для альбома Лиам Хоулетт максимально использовал свой талант, что позволило группе выйти на абсолютно новый уровень. При прослушивании пластинки чувствуется, что опыт работы пляжным диск-жокеем и исполнении музыки в хип-хоп-группе, как и игра на фортепьяно в детстве, заложили неслабый музыкальный каркас. Известно, что Лиам, заразившись повсеместной хип-хоп-культурой (тогда в Англии было модно рисовать граффити и свободно танцевать), пошёл работать на стройку с целью накопить денег на покупку двух диджейских вертаков. Результаты не заставили себя ждать. Он регулярно занимал призовые места на конкурсах хип-хоп-миксов. Порой по два сразу - под разными именами. После рейва Лиам крутил пластинки из грузовичка на пляже, часто включая заряженный энергией фанк, что выгодно отличало его от конкурентов. Рэйв тогда был в своё время модным движением молодёжной Британии, и The Prodigy вовремя запрыгнули в свой вагон. Какая-то магия способствовала образованию группы, ведь Кит намеревался улететь в Таиланд, но ему всё время что-то мешало (смерть бабушки, кража денег, задержание с раскуренным косяком в центре Лондона). Максим планировал заняться сольной карьерой и, являясь известным МС ямайской саунд-системы, решил попробовать себя на одном из рейвов. Альбом Music for the Jilted Generation напоминает мелко нарубленный салат из разных жанров. Это злой альбом. Автору было 25 лет на момент записи. Часто в этом возрасте молодые люди злятся на всё вокруг. Звукорежиссёр отлично понял настроение авторов и выкрутил все ручки пульта на максимум, не допуская лишних шумов. Два трека альбома посвящены скорости, Лиам утверждал, что закрывал глаза и представлял гонки на мотоциклах и переносил картинки на музыку. Техномузыка обычно ничего не описывает в текстах, а сосредотачивается на инструментале и ритме. Так вот Лиам настолько идеально подбирал сэмплы, что даже у технотреков появлялся минимальный смысл. Удивительно, как во время всеобщего ускорения музыки Хоулетту удалось создать шедевр на замедлении композиций в стиле техно-хип-хопа ( сингл Poison ). Композиция Their Law в альбоме не случайна, а обусловлена тогдашними запретами властей на проведение рейвов и ужесточением ответственности. Песня вышла своевременно и актуальна по сей день. Their Law - самый наглый арт-протест того времени. Музыкантов раздражало то, что старые пердуны в пиджаках пытаются решить, как молодёжи не следует веселиться. No Good - композиция стала ответом на популярный в то время Eurodance. Заканчивает альбом трилогия The Narcotic Suite. И последняя композиция, по мнению автора, самая страшная (в эмоциональном смысле) из всех им написанных. По версии Spin альбом занял 60-е место в списке "90 величайших альбомов 90-х". Он был номинирован на премию Mercury Music Prize, а также включён в книгу "Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте". Из интервью с группой The Prodigy следует, что под "обманутым поколением" авторы подразумевали активных молодых людей, увлечённых музыкальными фестивалями и экстремальными видами спорта. Вообще, середина 90-х была временем, когда музыкальная сцена за пределами поп-чартов представляла собой странную картину. Танцевальная музыка угасала, гранж взорвался и распался, инди медленно сползало обратно в андеграунд, а современный альтернативный рок находился в зачаточном состоянии... С дистанции времени забавно понимать, что одновременно с ростом популярности группы The Prodigy, её композиции реже звучали на андеграундной сцене, ведь зачем включать то, что и без того звучит из каждого угла? Однако музыканты следовали андеграундной этике и дважды отказывались выступать на Top of the pop, что для начинающей группы просто невероятно! Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть "не хуже других", а с другой - "не сливаться с толпой". Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни. - Кто тебе так голову сломал? - однажды спросила меня брюнетка с унылым лицом. - Мне много раз приходилось слышать подобные суждения и прочее невнятное бормотание от похожих на тебя людей с правильными головами, - невозмутимо ответил я, - просто в этой жизни встречаются Добрые Гвардейцы и Злые Пираты. Первых от последних отличает то, что они бесконечно правильные, и от этого предсказуемые, скучные, больные раболепием люди, слепо верящие в карьеру и прочие изобретения капиталистического общества. Ну а Пираты - они просто очень многое знают, именно поэтому чаще всего они крепко пьют и совершают разного рода безумства. - Ну и что? Я просто хочу эти духи и всё, неужели непонятно?! - продолжала повествовать девушка с правильной головой. - Разве ты не понимаешь, что именно из-за таких вот бездумных "хочу" на планете Земля в сутки умирает 1200 человек? Что просто хотеть - недостаточно, важно ещё понимать и мочь! Гарри Трумэн тоже хотел просто закрыть вопрос с Японией. И около шести миллионов человек погибло во Вьетнаме из-за такого же точно "хочу"! Я вот тоже хочу бродить ночами со своим охотничьим ножом и убивать припозднившихся прохожих, но понимаю, что это не есть хорошо, потому что может причинить кому-то боль и страдания. Важно оставаться скромным, понимаешь?! Глобализм и прочие трагедии современности происходят в силу повсеместного бездумного "хочу"! И это плохо, плохо, потому что все злодеяния мира случаются по воле действий, имя которым "ХОЧУ"!!! И это имя затмило даже религию, ловко найдя ей альтернативу в виде Статусного Потребления, которым упиваются миллиарды бесчувственных людей. Эти мясные скафандры ни во что не верят, кроме карьерной лестницы длиной в целую жизнь и выгодного кредитования, конечно же. - Скажи, ну чем я-то могу помочь всем этим людям? - глядя сквозь меня, спросила безразличная девушка. - Да хотя бы пониманием того, что для счастья нужно совсем немного, и что важно думать головой, а не желать кишками и гениталиями, быть сдержанным в аппетитах и оставаться честным перед самим собой. А ещё важно знать, что спектр нашего восприятия основан на системе понимания разностей: богатый, бедный, больной, успешный, высокий, глупый, состоятельный, неперспективный и так далее. Счастье - это когда ты находишься близко с человеком и понимаешь, что он точно такой же, как и ты. Помнишь, как нам было хорошо вместе, семь лет назад, когда мы целый день могли беззаботно провести под одеялом? Помнишь, как мы были счастливы?... Сражайтесь за то, что вы любите, а не против тех, кого ненавидите. И дивной вам глубины в ранний вечер позднего дня. Оценить звучание группы The Prodigy на виниловых пластинках можно в Клубе "Механика" в один из "Чёрных Четвергов" (Че/Че) (18+) . Другие материалы рубрики #МагияВинила можно найти здесь . Фото: Антон Котов