Французская лента "По правилам и без" легко переключается с комедийного приключения на мелодраму без ущерба для зрителя
В российском прокате идет "По правилам и без" - комедия о превратностях жизни бок о бок с бывшим заключенным, в которой обворожительный Луи Гаррель ("Мечтатели") не только исполнил одну из главных ролей, но и в четвертый раз (не считая нескольких короткометражек) выступил в качестве режиссера.
Мать и ее взрослый сын вдвоем едут на машине, попутно обсуждая насущные дела. Женщина делится радостной новостью: она познакомилась с очаровательным Майклом, когда занималась очередной театральной постановкой, и теперь они намерены пожениться в самое ближайшее время. Однако попутчика это известие скорее огорошило, чем приятно удивило. Оно и понятно - мало того, что нынешний ухажер - уже третий за последние десять лет, так он еще и бывший грабитель, которого вот-вот выпустят на свободу. Тем не менее свадьба все же состоялась, и теперь молодожены вовсю заняты подготовкой к открытию собственного цветочного магазина. Идиллия, казалось бы. Однако Абелю неспокойно: новоявленный отчим очень уж подозрительно себя ведет, то постоянно отпрашиваясь на встречи с незнакомцами, то откуда-то получая значительные суммы денег, которых хватит, чтобы позволить себе съем просторного помещения для бизнеса. А позже найденный в куртке Майкла пистолет окончательно даст понять, что избавиться от преступного прошлого - отнюдь не просто.
Новая лента Луи Гарреля получилась по-настоящему многоликой. Тут соединились и фильм-ограбление, чем-то напоминающий картины о Дэнни Оушене с их изощренным планированием различного рода афер и неоновый "Драйв" Рёфна с его ночными погонями под электронную музыку; и романтическая комедия с перекрестными любовными линиями, разыгранная в декорациях залитых солнцем набережных и цветочных магазинов, разукрашенных в нежно-розовые цвета; и подмигивания классике французской новой волны с парой собственных режиссерских "вывертов". В частности, периодическими обманами зрителей напряженными сценами, которые, казалось бы, сейчас должны непременно привести к крепкой ссоре или даже мордобою, однако на проверку они оказываются лишь частью актерских репетиций.
Фото: kinopoisk.ru
Пожалуй, в этом и состоит одно из основных достоинств ленты - в умении всего за пару мгновений переключиться с одного на другое: с авантюрного приключения на мелодраму и с серьезного на крайне комичное. Хотя порой бывает наоборот. И как полные конспираций эпизоды слежки за Майклом могут обернуться фарсовым срыванием всех покровов, когда мужчина легко разоблачает следящих за ним, так и наигранно-потешный разговор Абеля и его подруги Клеманс, первоначально направленный на отвлечение внимания водителя грузовика, через пару реплик вдруг превращается в проникновенную исповедь двух по-своему несчастных людей. Режиссеру удалось сделать крайне динамичный и одновременно размеренный фильм, в котором каждая сцена длится ровно столько, сколько нужно, чтобы не наскучить, и при этом происходящее на экране от постоянной смены тональностей не превращается в мешанину из плохо сочетаемых между собой ингредиентов.
Отдельное достоинство фильма - персонажи и актерские работы. Абель, сыгранный Луи Гаррелем, - вечно понурый молодой человек, волком смотрящий на всех вокруг. В общем-то, "типичнейший Гаррель". Однако за маской перманентной грусти скрывается настоящая трагедия - смерть жены в автокатастрофе. Довеском идет мать, которая столь инфантильна, что герой выступает для нее не только сыном, но и фактически отцом, вечно присматривающим за взбалмошной родственницей. Персонаж получился очень холодным и отстраненным - а потому так важны его редкие проявления эмоций. В частности, когда рядом находится лучшая подруга Клеманс. Сыграла ее Ноэми Мерлан, известная по фильму "Портрет девушки в огне". Только если там актриса исполняла роль сдержанной и кроткой художницы, то здесь она будто решила показать другую грань своего таланта, явив зрителю крайне задорную и непосредственную девицу, активно бороздящую Тиндер в поисках новых знакомств, а также не стесняющуюся прилюдно обсуждать свою личную жизнь. Из Гарреля и Мерлан получился крайне органичный дуэт, к тому же выдавший один из самых пронзительных моментов всей картины. Впрочем, не менее заметной получилась пара из Сильвии (Анук Гринбер), матери Абеля, и Майкла (Рошди Зем). Им было уделено не так много времени, но тем не менее эти сцены раскрывают их как действительно любящих друг друга людей, для которых встреча в тюремном драмкружке стала поводом начать жизнь заново, причем во многих смыслах. Другое дело, окажется ли их союз достаточно прочным, чтобы выстоять в испытании, которое сулит маячащий на горизонте призрак прошлого одного из супругов.
Если так посмотреть, то в центре "По правилам и без" - довольно грустная история. Абель, которые после смерти жены боится сближаться с другими людьми, лишь бы вновь не проходить через боль утраты. Клеманс, меняющая партнеров как перчатки, при этом внутренне осознающая, что "тот самый" находится совсем рядом, просто девушка боится признаться ему в своих чувствах. Майкл, желающий начать свое дело, да только его жизнь после освобождения прямо напоминает, что "можно вывести человека из тюрьмы, но тюрьму из человека - никогда". Сильвия, за любовной эйфорией совсем не замечающая, что из-за ее нового супруга Абель вполне может оказаться за решеткой. И удивительно, что при такой трагической составляющей в итоге получилась очень легкая (но не легковесная) комедия, своей лиричностью, а также озорством обеспечивающая приятный вечер для любого зрителя.