Есть такая профессия – Родину защищать. О чем не дает забыть главный «офицер» СССР

11 марта популярнейшему советскому и российскому актеру Георгию Александровичу Юматову могло бы исполниться 97 лет. Настоящую славу ему принесла картина 1971 года «Офицеры», снятая режиссером Владимиром Роговым.

Есть такая профессия – Родину защищать. О чем не дает забыть главный «офицер» СССР
© Свободная пресса

В другом же фильме, 1970 года, «Один из нас», экранный герой Георгия Юматова, Сергей Бирюков, вступает сначала в противостояние, а затем и в настоящую схватку с врагами 21 июня 1941 года – еще за несколько часов до нападения гитлеровской Германии на СССР: скромный кавалерист противостоит немецкому шпиону Келлеру, пытающемуся выкрасть чертежи к новой советской военной разработке – реактивной установке «Катюша» и уничтожить цеха по ее производству, взорвав ящики со снарядами к ней. Правда, у фашиста так ничего и не получилось. Но это кино снимут только через 30 лет после начала войны. И картина «Один из нас» станет одной из его любимых актерских работ…

Сам же 15-летний москвич Юматов, спортивный, занимавшийся боксом, в 1941 году, как и многие его сверстники, поступил на учебу в военно-морскую школу, закончив которую, попал на фронт – был отправлен матросом на Черноморский флот: в качестве юнги-сигнальщика он был зачислен на торпедный катер «Отважный» и в январе 1942 года стал участником Евпаторийского десанта в Крыму.

О накале и ожесточенности боев говорит тот факт, что Георгий Александрович несколько раз был ранен и контужен. Но Господь миловал раба своего, которого и назвали-то в честь Святого Георгия Победоносца. И одна история в этом плане стала показательной. На их катере у экипажа была своя собака. Взрывы и громогласный шум боя напугал ее. И при очередном разрыве снаряда во время боя перепуганная животина сиганула в море с катера, летящего на полном ходу. Не раздумывая ни секунды, Юматов, любивший собак, прыгнул за ней в воду, чтобы спасти. И в следующую секунду бомба разнесла катер, отправив на дно всех, кто там был… кроме юнги Юматова.

И все же ранения в боях при взятии Будапешта, Бухареста и особенно Вены давали впоследствии о себе знать. Актеру Юматову даже не нужно было накладывать при съемках специальные швы – так было исполосовано ранениями все его тело.

После войны, когда Юматов демобилизовался и вернулся в Москву, его случайно заприметил мэтр режиссуры Григорий Александров, который пригласил симпатичного фронтовика сняться в маленьком эпизоде фильма «Весна». Причем мэтр отвел оказавшегося талантливым актера к Сергею Герасимову, здраво рассудившему, в свою очередь, что переучивать талантливого самородка – только портить, и сразу же пригласившего его в свой эпохальный киношедевр 1948 года «Молодая гвардия», где Юматов познакомился со своей будущей женой Музой Крепкогорской. Результатом стала молодежная свадьба.

Однако по-настоящему заблистал талант Юматова в 1950-е годы: «Жуковский», «Вихри враждебные», «Адмирал Ушаков», «Разные судьбы» и, конечно же, «Жестокость» (1959 г.) – самый сильный, по мнению специалистов фильм с его участием. Георгий Александрович вообще был весьма востребованным актером и порой просил режиссеров взять в картину и Музу.

В свою очередь, Муза Крепкогорская порой ревновала мужа к актерской славе. Ей казалось, что ее могли бы снимать и побольше.

Впрочем, все было довольно хорошо. Но была одна проблема: у них не было детей. Однако с годами таким родным человеком, почти сыном, стал для четы Юматовых сценарист Виктор Мережко, которого в 1968 году пригласили доработать сценарий фильма «Если есть паруса», а заодно и сыграть эпизод. На съемках, в Одессе, они и познакомились.

«Одесса – город портовый, – вспоминал Виктор Мережко. – И стоило только нам куда-нибудь зайти – как на столах появлялись бутылки. Жора тогда не пил, но его безумно уважали моряки и всячески старались выказать свою искреннюю любовь и уважение. Ведь для них Юматов это – Боевая Слава Одессы!

Но еще Юматов – это заядлый рыбак, который без своего хобби себя не мыслил. Более того, на съемках картины «Поздняя ягода» съемочная группа по достоинству оценила это его качество.

«Это Карелия – глухомань. Мы живем по домам, и жрать просто нечего, – вспоминал актер Михаил Жигалов. – И Жора всех спасал: лодка, снасти… Утром он уплывал, а возвращался вечером с рыбой. И вся съемочная группа была сыта и довольна.

«У него под Рузой была дача на реке Озерне. И там были места, где можно поймать угря, – рассказывал актер Евгений Герасимов, друг Юматова. – И Жора этим гордился. Как-то он поехал туда и пообещал привезти мне угря. И вот съемки «Петровки, 38»… Улица… Я прыгаю через машину, догоняю бандита Читу… Тут на съемочной площадке появляется Жора и несет несколько угрей… И одновременно, откуда ни возьмись, здесь же появляется Ален Делон, посетивший в это время Москву. Поэтому, когда я подошел к капоту его машины, угря уже мало осталось»…

Георгий Юматов снялся в большом количестве фильмов. Война не раз возвращалась к нему и в кино. Играл он и военных, и милиционеров, и просто мужественных людей, для которых честь и совесть – не просто слова, а реальная жизнь.

«Он абсолютный русич. Могучий! И друг настоящий, – отзывался о своем товарище его друг и коллега актер Василий Лановой. – Он сохранил то «дружество», которое бывает только на войне. Когда рядом смерть – рядышком! Там совсем другие и чувства, и масштабы этих чувств.

Это именно оттуда самая известная фраза об офицерах, не важно – гражданской или Великой Отечественной: «Есть такая профессия – Родину защищать!». Кстати, один из эпизодов фильма «Офицеры» снимался на той самой лестнице той самой школы военно-морского флота, в которой в начале войны учился и сам прославленный актер-фронтовик Юматов… При этом он, по утверждению режиссера Юнгвальд-Хилькевича, никогда не рассказывал про войну. А ведь он был участником тех самых боев на Малой Земле, которая прославилась, благодаря Леониду Брежневу. Но в том-то и соль, что Юматов никогда ни перед кем не хвалился.

Более того, даже многие коллеги Юматова узнали о героическом прошлом своего товарища только после его смерти, когда собрались на вечер памяти своего друга. Перед ними предстало огромное количество людей в военной форме с орденами.

«Я вдруг увидела этих контр-адмиралов и адмиралов в эполетах, которые стали о нем говорить, как о чуде природы», – признается актриса Татьяна Конюхова. Да, это правда, сам он не любил рассказывать о войне, но был удостоен множества государственных наград: медали «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», ордена «Отечественной войны» Первой и Второй степени. Однако больше всего Георгий Александрович, как истинный моряк, гордился, само собой, медалью Ушакова. Ведь эта редкая флотская награда является признанием личной храбрости.

Удивительно и невероятно одновременно, однако через 7 лет после войны Юматову посчастливилось сыграть в кино воспитанника и сподвижника самого адмирала Ушакова. И это ведь тоже судьба!

Георгий Юматов воевал на Азовском и Черном морях. Десантировался в Евпатории, штурмовал Измаил. Освобождал Одессу и в числе первых взбежал по той самой Потемкинской лестнице. Прошел по Дунаю через Румынию, Венгрию, участвовал в Венской операции. Был настоящим сорви-головой.

«Он мне нравился, – делился своими эмоциями о друге актер Юрий Соломин. – Нравился вот такой, какой он есть – своею резкостью, энергичностью, темпераментом. Он мужик был, хороший мужик – и никто со мной, по-моему, спорить не будет. Если надо – мог и "заехать куда следует". Ну, что же – я тоже это по молодости делал».

Отчасти, по этой причине Юматов не сыграл в «Белом солнце пустыни» – заступился за даму – подрался, и его заменили на Кузнецова.

Единственная проблема была с зеленым змием, который мог помешать съемочному процессу.

Более того, его, как актера и участника войны, так уважали режиссеры, что брали порой сниматься в тот или иной фильм и его супругу – Музу Крепкогорскую, которая снялась и в «Офицерах».

В 1990-е годы страна прекратила существование. В жизни многих россиян разыгралась трагедия. Случилась она и в жизни Георгия Александровича. Произошло это в 1994 году.

Трагедия, как это иногда бывает, произошла, казалось бы, из-за пустяка. Умерла любимая собака актера – Фрося. Георгию Александровичу помогал хоронить ее дворник Мадатов, с которым они ее и помянули в квартире Юматова. А потом тот, оглядев убогое жилище актера, якобы возьми да и скажи, что не на той стороне ты, мол, воевал – сейчас бы, дескать, не теплую водку пили, а холодное «Баварское». По другой версии, дворник неуважительно отозвался о собаке Юматова.

Понятное дело, что ни того, ни другого простить фронтовик не мог. Взял ружье и выстрелил в обидчика в упор. Это со слов самого Юматова, который сам позвонил в милицию и во всем признался.

А дальше у приглашенного адвоката возник вопрос – почему актер давал показания, лежа в больнице? Оказалось, что у него обнаружилась резаная рана в теменной области головы. Значит, он был вынужден обороняться? А потом нашелся и сам нож. Его нашла друг семьи Галина Громова – под ванной (!). Причем, следствие его, почему-то не изъяло. Хотя кровь на нем принадлежала Георгию Юматову. После того, как адвокат Борис Кузнецов еще раз осмотрел комнату, он нашел пустой (!) патронтаж. Это означало, что актер не заряжал ружье, а схватил то, что подвернулось ему под руку. Это оказалось ружье. И статья, следовательно, стала другой: не убийство, а необходимая самооборона. В 1995 году актер попал под амнистию в связи с 50-летием Победы.

Дальше – больше. Стали всплывать такие подробности, которые вообще полностью перевернули картину.

«Не он убил человека, – признавался друг семьи Виктор Мережко. – Я знаю, но не хочу говорить – кто. Я даFл слово молчать.

Юматову все-таки пришлось отсидеть года полтора, пока длилось следствие. После выхода на свободу врачи диагностировали у него аневризму брюшной аорты и сделали операцию. А через какое-то время у него произошло кровоизлияние в желудок. Но от госпитализации фронтовик отказался. И вскоре скончался на 72-м году жизни. Это произошло от разрыва брюшной аорты 4 октября 1997 года.

Фильм «Офицеры» стал путевкой в Вооруженные Силы СССР для тысяч советских офицеров, которые с юных лет делали свою жизнь с таких людей, как киногерои Георгия Юматова и Василия Ланового. Но сам Георгий Александрович никогда не стремился ни к славе, ни к финансовому достатку. Он всю жизнь был тем, о ком говорили: «Один из нас». И всегда вел себя так, как главный герой фильма с одноименным названием. И умер как обычный советский фронтовик – без особых почестей. И даже организацией похорон и установкой памятника на могиле занимался лишь его близкий человек Виктор Мережко. И не беда, что так вышло в то время лихих 1990-х. В нашей же памяти Георгий Юматов остался как один из главных героев художественного фильма, благодаря которому уже не одно поколение россиян знает, что есть такая профессия – Родину защищать.