Брюс Уиллис неизлечимо болен. Что происходит с «крепким орешком» и почему его проблемы проигнорировал весь Голливуд?
За свою долгую карьеру в Голливуде непобедимый герой боевиков Брюс Уиллис спасал мир, пожалуй, чаще всех. И хотя критики относились к игре актера в большинстве случаев скептически, зрители всегда обожали его за брутальность образов, самоиронию и бесконечную харизму. Не угасла их любовь к Уиллису даже когда он перестал сниматься у топовых режиссеров и все чаще появлялся на втором, а то и третьем плане в проектах спорного качества. Поклонники просто не понимали причин, по которым звезда первой величины решил опуститься до откровенной халтуры. Объяснение появилось в марте 2022 года: семья Уиллиса сообщила, что актер страдает от афазии, поэтому вынужден завершить карьеру. Всего через год ему поставили окончательный диагноз — лобно-височная деменция. В рамках цикла статей о судьбах знаменитостей «Лента.ру» узнала, как когнитивные проблемы сказались на карьере и жизни Уиллиса, и вместе с экспертами разобралась, к чему приведет его болезнь.
Больше не лауреат «Золотой малины»
В конце марта 2022 года организаторы антипремии «Золотая малина» Джо Уилсон и Мо Мерфи сообщили, что отзывают «награду» Брюса Уиллиса за худшую актерскую игру в фильме «Звездный рубеж». Решение критиков, в последние годы номинировавших актера за каждое его появление в кино и даже придумавших спецкатегорию антипремии — «Худшая роль Брюса Уиллиса в 2021 году», было неожиданным, но вполне объяснимым. Спровоцировало его обращение дочери актера Румер Уиллис к поклонникам «крепкого орешка».
«Мы всей семьей хотели бы сообщить, что у нашего любимого Брюса возникли некоторые проблемы со здоровьем и недавно ему поставили диагноз "афазия", который влияет на его когнитивные способности. В результате этого, все тщательно обдумав, Брюс решил завершить карьеру, которая так много для него значила», — написала Румер Уиллис от имени всей семьи
За непонятным для неспециалистов диагнозом скрывалось расстройство речевой функции, из-за которого человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли — не только говорить, но и писать, читать и понимать услышанное. Как объяснил врач-невролог, доктор медицинских наук Ринат Гимранов, афазия развивается из-за повреждения лобных долей головного мозга вследствие острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта), черепно-мозговой травмы, доброкачественных и злокачественных новообразований мозга, инфекционных поражений или дегенеративных болезней.
После обнародования диагноза Брюс почти на год практически исчез из информационного поля, поклонники надеялись, что их кумир поправится и, возможно, вновь вернется в кино. Однако в феврале 2023 года выяснилось, что за 11 месяцев состояние актера ухудшилось, афазия оказалась симптомом более опасного заболевания.
«Теперь у нас есть более конкретный диагноз: лобно-височная деменция, известная как ЛВД. К сожалению, проблемы с общением — лишь один из симптомов болезни, с которой столкнулся Брюс. И хотя нам было тяжело узнать эту новость, получить наконец четкий диагноз — это облегчение», — поделилась подробностями состояния Уиллиса Румер
Что за болезнь обнаружили у Уиллиса и каковы ее симптомы
Лобно-височная деменция (ЛВД) — неизлечимое нейродегенеративное заболевание, при котором гибнут нейроны головного мозга. Преимущественно оно поражает лобную и височную доли мозга, отвечающие за память и когнитивные функции человека, а также контролирующие его реакции и эмоции. Патология может проявляться в различных формах и характеризуется прогрессирующим слабоумием, аффективными, эмоциональными, когнитивными и поведенческими нарушениями. Как правило, ЛВД манифестирует раньше большинства нейродегенеративных заболеваний — в период от 40 до 60 лет, в то время как болезнь Альцгеймера возникает обычно после 65 лет.
Существует два вида лобно-височной деменции: поведенческая и речевая. Они отличаются друг от друга по симптоматике:
В речевом варианте лобно-височной деменции выделяют три подтипа — один из них, судя по всему, и выявили у Уиллиса.
от 5 до 20 лет составляет продолжительность жизни человека с лобно-височной деменцией после манифестации первых симптомов
Клинические проявления лобно-височной деменции неуклонно прогрессируют, и на поздних стадиях заболевания пациенту требуется круглосуточный уход, добавил Гимранов.
Падение «крепкого орешка»
О проблемах со здоровьем Уиллиса заговорили только в 2022 году, однако признаки когнитивных проблем замечали у него и раньше. Впервые информация, что актер не может воспроизвести свои реплики без подсказки, появилась еще в 2015 году. От театральных критиков не укрылось, что на тот момент 60-летний Брюс играл в бродвейском спектакле «Мизери», используя наушник «размером с мобильный телефон», через который ему подсказывали текст. Однако тогда все списали на нежелание актера учить роль.
Спустя два года Уиллис уже не мог обходиться без помощи суфлера и на съемочной площадке, тогда же поползли первые слухи о его проблемах со здоровьем. Во время работы над фильмом «Стекло» Найта М. Шьямалана анонимные источники рассказывали, что временами Уиллис выглядел сбитым с толку:
Игнорируя проблемы со здоровьем, Уиллис продолжал усиленно работать и за четыре года, предшествовавших уходу из кино, успел сняться в трех десятках картин. Однако коллеги актера все чаще отмечали, что с ним явно что-то не так. Состояние Брюса быстро ухудшалось: в 2020 году он уже не мог самостоятельно запомнить даже максимально простые реплики. Из-за этого студийным боссам даже пришлось нанять малоизвестного артиста Адама Хьюэла Поттера, чтобы тот подсказывал их главной звезде слова за четыре тысячи долларов в неделю.
В том же 2020 году на съемках фильма «Приказано: уничтожить» Уиллис перепутал порядок действий в сцене и выстрелил из заряженного холостыми патронами пистолета в актрису Лорин Кент, которую по сюжету должен был защищать от злодеев. Кент попросила режиссера Мэтта Эскандери напомнить Брюсу детали сцены, но накладка повторилась и в следующем дубле. После этого во всех проектах, где актер должен был держать в руках оружие, его всегда заменял дублер.
Несмотря на то что сценаристам приходилось многократно переписывать роли Уиллиса и постоянно сокращать в них количество текста, его участие в проекте стоило минимум два миллиона долларов. При этом в контракте обговаривалось, что все сцены актера должны быть сняты недалеко от его дома и максимум за два дня, а продолжительность смен не должна превышать восьми часов. Из-за этого Брюса часто упрекали в жадности, лени и звездной болезни.
Голливудские боссы и вовсе предпочитали не замечать явных проблем актера, а единичные попытки неравнодушных людей узнать, все ли с ним в порядке, вежливо пресекались его командой.
За два года до официального завершения карьеры Уиллис стал появляться на съемочной площадке исключительно в сопровождении давнего помощника Стивена Идса, который всегда находился рядом с ним. Но даже это не всегда помогало. Летом 2021 года во время работы над фильмом «Белый слон» актер напугал коллег тем, что не понимал реплик, которые произносил, и выглядел совершенно дезориентированным. Два члена съемочной группы вспоминают:
Одним из последних проектов с участием Уиллиса стала картина «Опасный свидетель». Режиссер фильма Майк Бернс, год назад уже работавший с актером и подозревавший о его проблемах, прежде чем согласиться на работу, поинтересовался его здоровьем. Человек из команды Брюса в начале осени 2021 года заверил, что ему уже «намного лучше». Однако после взаимодействия с Уиллисом на площадке в октябре того же года режиссер заявил, что актеру пора уйти на покой. «Я подумал, что ему стало хуже. После того как мы закончили, я сказал: "С меня хватит. Я не собираюсь снимать никакие другие фильмы с Брюсом Уиллисом"», — признался он.
Во всем виноваты гены
Лобно-височная деменция — третье по распространенности нейродегенеративное заболевание, оно, как и любые патологии этого типа, обусловлено генетическими факторами, объяснила доктор медицинских наук, врач-невролог сети клиник «Семейная» Ирина Преображенская. По ее словам, из-за наследственных проблем клетки мозга в какой-то момент становятся неустойчивыми к повреждению, увеличиваются в размерах и разрушаются — наступает программируемая клеточная смерть (апоптоз). В результате этого процесса лобная и височная доли мозга постепенно атрофируются.
При этом списать только на генетику развитие ЛВД нельзя, подчеркнула Преображенская. Несмотря на генетические факторы, лежащие в основе заболевания, риск развития похожих симптомов у детей и внуков пациента относительно невелик.
Скорость развития заболевания также может быть разной. Известны случаи, когда оно практически не прогрессировало в течение длительного времени. Однако рано или поздно пациенты с ЛВД все равно утрачивают возможность нормально мыслить, запоминать слова и события, узнавать близких людей. Судя по симптоматике, заболевание Уиллиса уже перешло из начальной стадии в умеренно выраженную, поэтому его решение завершить карьеру вполне закономерно. В дальнейшем его состояние будет только ухудшаться.
Из-за сходства симптомов лобно-височной деменции с другими патологиями порой требуется несколько месяцев для уточнения диагноза, по этой причине на выявление причин проблем у Брюса Уиллиса ушло 11 месяцев.
Сбор анамнеза также может быть затруднен, потому что пациенты не всегда осознают, что больны, из-за чего отрицают наличие когнитивных нарушений, отметила Наталья Шиндряева, доктор медицинских наук, врач-невролог клинико-диагностического центра «К9». По ее словам, в этом случае важную роль играет беседа с пациентом, во время которой надо обращать внимание на его поведение: импульсивность и отвлекаемость, инертность и пассивность, расторможенность.
Есть ли спасение?
К сожалению, лобно-височное слабоумие необратимо — лечения просто не существует, заверили эксперты. По словам невролога Преображенской, ученые проводят клинические исследования препаратов, способных изменить структуру поврежденных белков и тем самым остановить развитие болезни, но пока это лишь экспериментальные попытки повлиять на лобно-височную дегенерацию.
В то же время облегчить симптомы и затормозить прогрессирование лобно-височной деменции возможно.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина позволяют добиться некоторого улучшения когнитивных функций, утверждает невролог «Гута Клиник» Александра Толстенева. Также у больных с ЛВД фиксируется дефицит дофамина, поэтому им назначают препараты, повышающие синтез или препятствующие деградации в организме этого гормона удовольствия. Для коррекции резкого повышения двигательной и психической активности применяют нейролептики. При необходимости используются антиконвульсанты, антипсихотики и другие препараты. Но терапию всегда подбирает врач с учетом состояния пациента, подчеркнула Толстенева.
В качестве профилактических мер врачи рекомендуют:
Семейные ценности
Когда у человека развивается нейродегенеративное заболевание, не только лобно-височная деменция, он и его семья особенно уязвимы в социальных взаимодействиях, предупредила невролог Преображенская. Поэтому, особенно когда речь идет о публичных людях с подобным диагнозом, следует помнить, что соблюдение дистанции, уважение к чужому личному пространству — это не пустые слова, а реальная помощь пациенту и его семье.
К этому же призывает и жена Уиллиса Эмма Хеминг-Уиллис, попросившая журналистов отнестись с пониманием к тому, что ее муж болен, и не пытаться заполучить эксклюзивные снимки и комментарии любой ценой.
Стоит отметить, что хотя известие о болезни Уиллиса и стало ударом для его родных, они не оставили его наедине с недугом. Пять дочерей актера от двух браков, его бывшая жена Деми Мур и Эмма Хеминг объединились как никогда прежде, чтобы поддержать друг друга и защитить своего супергероя, который оказался в беде. Они регулярно встречаются, устраивают для Брюса семейные праздники и поездки к морю. Сейчас Уиллис ведет тихую жизнь вдали от съемочной площадки и делает все возможное, чтобы затормозить деменцию и провести с любимыми людьми как можно больше отведенного ему времени.