Даниил Крамер: «Сталин очень любил джаз»

Прекрасный повод для того, чтобы... поговорить с музыкантом. Что и сделал первый заместитель главного редактора газеты «Мир новостей» Андрей Авдонин.

Даниил Крамер: «Сталин очень любил джаз»
© Мир новостей

- Даниил, вы не только пианист, но еще и композитор, педагог, продюсер. И все это в сфере джаза. Как пришли именно к этому направлению - к джазу?

- Очень странным путем. Я его не любил. Джаз я не считал серьезной музыкой. Потому что пока я рос в советском Харькове и учился там в музыкальной школе, информации о джазовой музыке у меня, собственно говоря, не было. Как-то послушал пластинку Давида Тухманова «По волне моей памяти»... И это было первое, про что я подумал, что это джаз. Потом в магазине «Мелодия» купил другую пластинку, на ней было написано: «Джаз-оркестр «Шарпс энд Флэтс». Это такой японский коллектив, на самом деле очень далекий от джаза. Это я тоже послушал. Пожал плечами и молвил: «Не Бетховен».

- А вы ведь учились по классу фортепиано?

- Да. И я был классическим музыкантом до мозга костей, победителем конкурсов именно в классической музыке. После окончания музыкальной школы в Харькове поехал в Москву, поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (сейчас - академия) и... влюбился. А девушка, в которую я влюбился, обожала джаз. Однажды она предложила: «Пойдем на джазовый концерт!» Я скривился: «Фу, ну это же скукота... Давай лучше в консерваторию или в Большой театр». Однако, если женщина чего-то хочет, мужчине остается только покориться. Поэтому я, понурившись, поплелся за своей возлюбленной на джаз. А играл в тот вечер Леонид Чижик... От его игры у меня отвисла челюсть! Я не мог понять: «Что это? Это и есть джаз? Он прекрасен! Но что же тогда я слушал на пластинке, где было написано «джаз»?» И с тех пор на всю жизнь я себе намотал на ус: никогда ни про что нельзя судить, соприкоснувшись с этим только раз. Я ведь сделал такую ошибку. И ее многие люди совершают. Сначала надо все хорошенько разузнать, а потом уже составлять себе какое-то мнение. После концерта Чижика я позвонил своей учительнице по фортепиано в Харьков, она позвонила учительнице Чижика... И таким образом меня с ним свели. Я стал брать у него уроки. Вот таким извилистым путем пришел я к джазу.

- Наверное, дальше путь был не менее извилист, а может, даже опасен? Все ведь помнят комсомольскую присказку: «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь».

- Есть много мифов о советском джазе. И один из мифов - вот про эту фразу. Она была актуальна только очень короткий промежуток времени, о котором я расскажу. Я об этом много знаю. Почему? Потому что на канале «Россия 1» читаю цикл лекций об истории советского джаза. О подлинной истории. Например, мало кто знает, что джаз очень любил Иосиф Сталин. Он даже награждал джазовых музыкантов за особо удачные соло. Такие случаи зафиксированы. Он считал джаз музыкой прогресса, музыкой перехода Советского Союза в золотой век. Когда говорят, что джаз в Советском Союзе был не в чести, обычно вспоминают знаменитую статью Максима Горького «О музыке толстых». Но в этой статье Горький употребил слово «джаз» только один раз и без всякого отрицательного смысла. Он на самом деле написал про громкий музыкальный ансамбль, который играл по соседству в отеле и мешал ему делать его литературную работу. И поэтому он написал про «толстых буржуа, которые играют какую-то хаотическую музыку». Но советские чиновники в конце 1930-х годов все это перевернули. Дело в том, что в этот период у СССР испортились отношения с Америкой. Джаз как элемент американской культуры в 1940 году оказался под запретом. Но этот запрет действовал меньше полугода! А потом джаз вернули. Правда, поступило указание: пусть джаз у нас будет, но само слово «джаз» лучше не употреблять, будем вместо этого говорить «эстрада». Вот отсюда пошло это странное сочетание - эстрадно-джазовый (оркестр). Это все равно что говорить «оловянно-восковой». Потому что есть классика, есть фольклор, есть джаз, а есть эстрада. Это все совершенно разные вещи.

- Когда вы пришли в джаз, это слово уже свободно можно было употреблять и эту музыку можно было спокойно играть?

- Конечно! В 1982 году, будучи студентом 4-го курса, я поехал в Вильнюс и выиграл там первую премию на Всесоюзном конкурсе фортепианных джазовых импровизаторов. И никто меня за это не гнобил. А в 1984-м я познакомился с так называемыми джазовыми функционерами и узнал от них, что в СССР действуют 64 джазовых фестиваля. А мы знаем, что в СССР ничего не могло произойти без разрешения партии, облисполкома, ЦК ВЛКСМ и т. д. Давайте также обратим внимание на то, что все джазовые знаменитости, которых мы сегодня знаем, сделали себе имя в советские времена: Алексей Козлов, Олег Лундстрем, Леонид Чижик, Анатолий Кролл... Даже Игорь Бутман и я, которые позже начали... Но ведь начали тоже еще в Советском Союзе! И никто на нас не давил.

- Но отдельные случаи гонений ведь были?

- Были, да. Например, руководитель «Песняров» Владимир Мулявин в свое время был отчислен из Свердловского музыкального училища. Он любил джаз и играл его. И при отчислении ему так и сказали: «За джаз». И что? Потом его вернули обратно. Те, кто отчислял, сами же и вернули! Эксцессы были. Но это зависело не от системы, а от конкретных людей. Отсюда и пошел миф про «сегодня ты играешь джаз...».

- Получается, что в джазе вы уже практически 40 лет?

- Да. И благодарен за это не только Леониду Чижику, который давал мне уроки джаза, но и моему педагогу по классической музыке Евгению Либерману. Когда он услышал мои первые жалкие джазовые опыты, то поддержал меня: «Это твое. Ты будешь именно этим заниматься. Но и классику не бросишь». И получилось так, как он сказал. Классику я не бросил. Но стал джазовым музыкантом. Оказалось, что это действительно мое!