Войти в почту

Звезда "Страны глухих" и "Острых козырьков" Дина Корзун: Как я пришла в сознание и вернулась в Россию

В театре "Практика" большая премьера - Дина Корзун, та самая Яя из "Страны глухих", поставила по своей биографии спектакль "Как я пришла в сознание".

Звезда "Страны глухих" и "Острых козырьков" Дина Корзун: Как я пришла в сознание и вернулась в Россию
© Российская Газета

Вещь не столько личная, сколько поколенческая - многие девушки в СССР, как и Дина, росли без отца, а потом голодали в девяностые. Кто-то мечтал выйти замуж за иностранца и уехать подальше из страны глухих - опять же, как это удалось Корзун, ее муж швейцарский композитор Луи Франк, с которым она живет долго и счастливо. О чем еще мечтало поколение, чья юность пришлась на перестройку? Стать звездами. У Дины и здесь сложилось - топовые фильмы в России, работа в Голливуде, сцены МХТ имени Чехова и Королевского национального театра... Кажется, ей удалось добиться всего, и даже больше. Тот же фонд "Подари жизнь" - это ведь и ее заслуга. При этом никакой звездности, никакого пафоса. Встретились мы в обычном московском кафе. "Будете кофе?" - спросила актриса. И сама пошла к бару.

Дина, о вашем возвращении в Россию написано много, но причины все называют разные. Давайте расставим точки над "i", ответим всем и сразу, когда вы вернулись и почему?

Дина Корзун: Я получаю едкие комментарии в последнее время. Пишут, что мне жилось в Европе плохо, поэтому я "прибежала обратно". Это не так, мне грех жаловаться, я играла в театрах, в том числе в России, готовила новый пластический спектакль в Лозанне с участием клоунов Славы Полунина, снималась в кино по всему миру, получала награды за свои киноработы. Я всегда хотела вернуться в Россию, у меня тут всегда было много предложений по работе, тут живут мои друзья, моя мамочка, просто обстоятельства складывались иначе. Но вдруг пришел ковид.

В Швейцарии, где я жила с семьей, сразу начались запреты. Детям в школах можно было только в масках, на физкультуре в масках, даже в секции скалолазания и то в масках. А потом и вовсе все закрылось. Даже в горы нельзя было ходить - все было оцеплено, висели камеры. И не видно было этому конца и края. И то, какие меры принимались там, ни в какое сравнение не шли с Россией. Да, маски, да, перчатки, но палками людей в новый мир не загоняли. Оставался выбор и оставалось уважение к правам человека, которые люди выстрадали после Второй мировой войны. То есть в России я видела больше разумного. Вся эта нездоровая обстановка заставила меня утвердиться в желании вернуться в Россию. Муж меня поддержал. В апреле 2021 года, как раз на мое 50-летие, мы вернулись. Отдали детей в русскую школу. И не пожалели.

Как раз во время пандемии начал рождаться наш с Луи спектакль "Как я пришла в сознание".

То есть ковид спровоцировал идею?

Дина Корзун: В обществе началась паника, меня стали спрашивать в соцсетях: как жить дальше? И я всех старалась поддержать, повторяла как мантру, что даже в трудностях есть смысл, что он раскроется, если ты просто начнешь становиться лучше и помогать людям вокруг себя. И да, так родилась идея спектакля, в котором я бы могла поговорить об этом на своем примере. Я прошла хороший путь, я мать троих детей и мне уже за 50 -и я этим очень горжусь! Дело не в цифрах, а в силе души, в радости, которую ты накопил. И мне хотелось своим театральным высказыванием показать, как из сожаления выходить в благодарность, из отчаяния -в надежду и дальше -к радости, свету. Жизнь только про это.

Никакие ярлыки не должны нас разделять - мы все люди, у нас у всех слезы соленые, а кровь красная, мы все любим своих детей и хотим быть счастливыми

И когда у тебя правильно расставлены ценности в жизни, то ничего не страшно. И ты относишься и к падениям, и к взлетам одинаково, ты едешь по жизни, как на велосипеде. Держишь баланс: не падаешь в восторг, когда тебя все превозносят, и не отчаиваешься, когда тебя топчут в грязи. Ты относишься ко всему как к истории жизни, своего пути.

Когда вы научились так относиться к жизни?

Дина Корзун: Это недавнее прозрение, лет пять-шесть назад. Но вопросы к режиссеру и сценаристу нашего мироздания я стала задавать давно. 15 лет жизни и работы в фонде "Подари жизнь" тоже не прошли даром. Это был период, когда мое материнство, мое творчество были тесно переплетены с тысячами историй подопечных детей. И когда ты постоянно слышишь, как плачет от боли ребенок, когда ты постоянно ищешь деньги на лекарства, то рано или поздно ты пытаешься понять: а за что, а почему все это происходит? Любое осознание -это результат каких-то потрясений.

И тут не обойтись без людей, которые могут ответить на эти вопросы. Это как, знаете, можно научиться танцевать танго по самоучителю, но гораздо продуктивнее взять всего один урок у мастера. И такие люди стали в моей жизни появляться.

Это вы про вашу подругу Дану, о которой рассказываете в спектакле? История удивительная - ливанская девочка, найденная в мусорном баке, выросла, всех простила и стала Матерью Терезой для тысяч беженцев.

Дина Корзун: Мы с Даной познакомились, когда я жила в Лондоне. И она мне очень помогла. Я тогда снялась в главной роли в голливудском фильме "Сорок оттенков грусти", была номинирована на лучшую женскую роль на фестивале "Санданс", и все у меня было хорошо в карьере и в жизни. Но мне было 33 года, и у меня случился мощный экзистенциальный кризис. И Дана подсказала мне поехать в Непал, поволонтерить в детском приюте. Там воспитывались тогда 40 детей, а руководила всем женщина из семьи браманов, самой высокой духовной касты в индуизме. Она всем детям давала свою фамилию, помогала выучиться и строить карьеру. Встреча с ней и с восточной философией меня перевернули. На Востоке воспринимают мир цельным. И учат брать ответственность за свою жизнь в свои руки, а не винить в трудностях президента, соседа или родителей. И это на самом деле очень круто.

А Россия - это больше Восток или Запад?

Дина Корзун: Мне кажется, больше Восток. Потому что мы пока относимся к другому человеку, в основной массе, не так, как на Западе. Там Я - центр мира, и поэтому мои личные границы очень важны. "На мою травку не смейте наступить! Когда вы разворачивались, вы чуть-чуть на мой газон наехали, и я на вас теперь нажалуюсь". Всего лишь травка - а такая драма! У нас такого нет. В Непале такого нет. Мало где такое есть. Но в этом есть отличие западного человека. Я, мое -это очень важно. Мой муж Луи, например, когда приехал 28 лет назад в Россию, очень расстраивался, если мои родственники приезжали без звонка и оставались ночевать. У него такие круглые глаза по пять копеек были! Просто не укладывалось в голове, что так можно. А теперь уже можно без всяких предупреждений! И я точно так же рада его родственникам.

То есть Луи стал более русским, чем вы швейцаркой?

Дина Корзун: Луи принял многие наши русские традиции и относится к ним с уважением. Я думаю, что в нашем случае произошло взаимное проникновение культур и мировоззрений. Что касается меня, то я скорее уже человек мира, потому что жила, работала и занималась благотворительностью не только в России, но и во многих городах и странах. Наши дети наполовину принадлежат русской культуре и наполовину западной, и когда они говорят, что любят всех -и папу, и маму, и ту бабушку, и эту, - я радуюсь этому. Потому что это правильно. Сейчас, когда столько гнева и раздора, обязательно нужно возвращать людей к тому, что мы в первую очередь свет, любовь. Никакие ярлыки не должны нас разделять -мы все люди, у нас у всех слезы соленые, а кровь красная, мы все любим своих детей и хотим быть счастливыми.

Вот вчера мы с дочкой читали, им по литературе задавали, рассказ Куприна "Чудесный доктор". Про доктора Пирогова! Ооооой, какой восторг! Мурашки по телу! Вот оно наше русское! Это наше сознание причастности, это наше сознание неравнодушия. И поэтому здесь, в России, я дома. Я дома! Моему мужу сложно, да, он, может быть, и хотел бы находиться в другом месте, но он меня так любит, что бесконечно доверяет и поддерживает.

"Как я пришла в сознание" - это болезненный, но такой нужный сейчас честный диалог о добре, прощении и внутренней силе

Что для вас сегодня фонд "Подари жизнь", который вы учредили вместе с Чулпан Хаматовой?

Дина Корзун: Я никуда не уходила от благотворительных проектов, даже когда жила в Европе. Мир стал настолько глобальным, что можно было из Лондона до Москвы за 30 фунтов долететь. И я летала, давала спектакли для подопечных фонда. "Подари жизнь" всегда будет со мной, я с ним ассоциируюсь. Буквально на днях ко мне обратилась семья за помощью. Я позвонила директору фонда Кате Шерговой, помощь сразу организовали.

А как с кино? Вам поступают предложения от российских компаний?

Дина Корзун: Регулярно получаю сценарии, но ничего хорошего и интересного нет. Я не против тьмы или трудностей, но должен быть выход из лабиринта. В тех же соцсетях тысячи историй, показывающих, что варианты выйти из тупика и возможности не деградировать есть всегда. А рассказать об этом в кино? Мы сейчас организовали киноклуб, где с семьей, с друзьями отбираем трогательные и добрые фильмы. И потом обсуждаем. Обсуждение хорошего фильма также полезно, как и сам просмотр.

Я слышал, будто бы вы пожалели, что снялись в культовом сериале "Острые козырьки". Причина та же - мрак?

Дина Корзун: Был момент сожаления. Хотя нужно отметить, что мне очень хорошо заплатили - и по этому поводу я вообще не сожалела, а с благодарностью приняла! Я там познакомилась с интересными людьми. Это был классный опыт работы с профессионалами высочайшего уровня. Но, с другой стороны, я поучаствовала в создании не самого светлого художественного образа. На озвучании я искренне и наивно спросила у продюсера и режиссера: а зачем так много агрессии, почему вы так идеализируете и героизируете убийцу? Вы взяли такого классного артиста, в него все влюблены, но он играет человека, который оправдывает зло. Они ничего не ответили. Мне после этого Луи говорит: "Все, тебя больше не пригласят, зачем ты это сказала!"

А за "Страну глухих" не стыдно?

Дина Корзун: Нет, что вы! Этому фильму я должна сказать спасибо. Куда бы я ни приехала, даже в богом забытые места, хоть в долину Катманду, хоть на острова, всегда найдутся люди, которые говорят: "Ой, это вы?! Как мы любим ваш фильм!" И сразу стараются помочь, экскурсию провести, в гости пригласить. Это навсегда. Потому что было в фильме то самое русское, про сострадание и выход.

Мне кажется, вам проще сделать такое кино самой...

Дина Корзун: Возможно, но я только вернулась, у меня пока нет команды, нет продюсеров, инвесторов, сценаристов. Буду искать единомышленников. Они уже даже находятся.

Рисунок Дины Корзун "Космическая вертикаль". Публикуется впервые. Фото: Из личного архива

Сейчас такое время - будто бы включились два невидимых магнита, и все, как стружка металлическая, стали расползаться на полюса, и поэтому я ощущаю вокруг себя какую-то повышенную концентрацию людей, близких по духу. Взять тот же спектакль "Как я пришла в сознание". Я просто говорила всем: хочу сказать спасибо жизни. И все оборачивались ко мне: "И мы хотим!" И тут же нашлись консультанты, помощники. Потому что все-таки это целое шоу, у нас красивый свет, костюмы, хореография, музыка. И то что Марина Брусникина, кстати, мой педагог, меня поддержала и предложила ставить в "Практике", тоже, считаю, не случайно.

После подобных биографических спектаклей или фильмов обычно появляется книга. Есть в планах сесть за рукопись?

Дина Корзун: Да, для книги материал есть, и даже есть мои рисунки, я же училась на худграфе перед тем, как поступить в Школу-студию МХТ. Но сейчас времени на то, чтобы сделать книгу, нет. Пока о важном буду говорить театральным языком. Зрители, судя по распроданным за первые пару часов билетам на март и апрель, по таким разговорам соскучились, и на днях в продаже уже появятся билеты на показы 10-11-12 мая. Я это обязательно отдельно анонсирую еще в своих соцсетях. Приглашаю всех читателей "Российской газеты" на автобиографический моноспектакль "Как я пришла в сознание" -это болезненный, но такой нужный сейчас честный диалог о добре, прощении и внутренней силе.

P.S.

Киноклуб Дины Корзун

Специально для читателей "РГ" актриса составила список фильмов, которые рекомендует смотреть и обсуждать вместе с подростками:

"Эта замечательная жизнь", режиссер Фрэнк Капра, 1946

"Малыш", фильм Чарли Чаплина, 1921

"Энни", мюзикл в постановке Джона Хьюстона, 1982

"Чудо на 34-й улице", рождественский фильм Леса Мэйфилда, 1994

"Артист", режиссер Мишель Хазанавичус, 2011

Из русского кинематографа, что обязательно нужно смотреть с подростками:

"Судьба человека", режиссер Сергей Бондарчук, 1959

"Они сражались за Родину", тоже Бондарчук, 1975

"А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого, 1972

"Девчата", Юрий Чулюкин, 1961

"В бой идут одни старики", Леонид Быков, 1973