Вологжане обсуждают новый фильм о Нюрнбергском процессе
Жанр ленты режиссера Николая Лебедева «Нюрнберг» (12+) заявлен как «военная драма» — она повествует о знаменитом международном Нюрнбергском суде, перед которым предстали главные фашистские преступники, включая Геринга.
Двоякое чувство
«Режиссер кинокартины Николай Лебедев рассказал, что в сценарий фильма вписаны реальные истории его деда и дяди, которые погибли на войне. По его словам, таким образом Нюрнбергский процесс приобретает не только всемирное, но и глубоко личное звучание», — сообщает пресс-служба Правительства Вологодской области.
Действительно, в фильме фигурируют реальные исторические персонажи: Иона Никитченко, главный судья от СССР, судья от Великобритании Джеффри Лоуренс, советский обвинитель Роман Руденко (его сыграл Сергей Безруков) и т. д. Но в центре сюжета вовсе не они, а безвестный офицер Игорь Волгин, переводчик в составе советской делегации на Нюрнбергском процессе. Пользуясь выпавшей возможностью, он параллельно ищет своего брата-художника, узника концлагеря, и влюбляется в соотечественницу Лену, угнанную в Германию для работы на военном заводе. Отношения Лены и Игоря — главный нерв ленты.
Критике такой подход решительно не понравился, поскольку за мелодрамой не видна одна из самых главных трагедий человечества — губительное влияние фашизма на судьбы миллионов людей, не раскрыто значение Нюрнбергского процесса для мировой истории.
К примеру, Дмитрий Сосновский на портале «Год литературы» (12+) обозначил этот недостаток фильма так: «И от двоякого чувства отделаться трудно в течение всего просмотра — всё кажется, что если бы авторы снимали кино о Нюрнбергском процессе, а не о девушке Лене и поисках брата, получилось бы гораздо целостней. Ведь важного и интересного материала на эту тему более чем достаточно».
Трудная задача
Киновед из Вологды Татьяна Канунова отмечает, что снять игровой полнометражный фильм о Нюрнбергском процессе — сложнейшая задача. По её словам, сверхтрудность объясняется крайне глобальным значением Нюрнбергского процесса для мировой истории. Достичь подобной цели удавалось в основном лишь средствами документального кино.
«Великолепен документальный фильм советского режиссера Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" (1965, 12+). А в игровом кино одним из лучших воплощений темы считается лента "Нюрнбергский процесс" (1961, 12+) режиссёра Стэнли Крамера. Замечу, что в этом фильме сыграла Марлен Дитрих», — говорит Татьяна Николаевна.
К слову, даже «документалки» о Нюрнберге обычно являются многосерийными, иначе не получается глубоко и полно показать зрителю, как и почему международный суд над фашистами определил мировое устройство на многие десятилетия вперёд, а также сформировал мировоззрение современного человечества, порицающего идеи любого превосходства, в том числе национального, одного человека над другим.
Ничего удивительного, что, выдвинув на первый план любовную историю Игоря и Лены, режиссёр потерялся в ней и не смог даже приблизиться к столь значимым вопросам.
Борец с фашизмом
Одним из главных свидетелей обвинения на Нюрнбергском суде стал фельдмаршал Паулюс, взятый в плен во время Сталинградской битвы. Показан этот эпизод и в фильме «Нюрнберг». Между тем в Вологде жил человек, которому лично приходилось общаться с Паулюсом. Это доктор исторических наук, профессор Александр Бланк, работавший в Вологодском пединституте (ныне ВоГУ).
Александр Соломонович, одессит по рождению, получил великолепное образование, знал несколько языков. В годы войны его так тяжело ранили, что на фронт уже не пустили. Но он так отчаянно рвался служить Родине, что для него нашли особую миссию — в лагере военнопленных в Суздале работать с высокими офицерскими чинами, взятыми в плен под Сталинградом. Среди пленных был и Паулюс.
Напомним, что Паулюс — один из главных авторов плана нападения Германии на Советский Союз «Барбаросса».
«Одурманенные предыдущими легкими победами, гитлеровцы считали, что их войска пройдут победоносным маршем. Но жестоко просчитались. План оказался обречённым на провал: он не учитывал растущей экономической и военной мощи нашей страны, силы духа народа, его готовности встать на защиту Родины», — писал Бланк.
Учеником выдающегося борца с фашизмом, автора нескольких книг по германистике был социолог, кандидат исторических наук Андрей Патралов. Он вспоминает:
«В Нюрнберге Александр Соломонович не участвовал, там была своя команда переводчиков, но с Паулюсом он какое-то время работал. Он был не просто переводчиком, но также лейтенантом НКВД. Среди его задач был поиск фашистских палачей, поиск секретоносителей, чтобы обратить их знания на благо СССР, а также людей, которым предстояло строить послевоенную Германию».
По словам Андрея Владимировича, некоторые бывшие военнопленные поддерживали с Александром Соломоновичем дружеские отношения всю жизнь. Так, замминистра обороны ГДР приглашал советского профессора в гости на каждый День Победы.
Студентам Александр Соломонович читал спецкурс по германскому фашизму, вёл исторический кружок. Под руководством Бланка защищено более 50 диссертаций. Вплоть до 1985 года Александр Соломонович работал над книгой «Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса» (12+), но закончить её не успел из-за преждевременной кончины (сказались боевые ранения). Уже после его смерти книгу доработал его ученик Борис Хавкин, и она была издана.