Макс Регер – 150 лет со дня рождения: концерт Госкапеллы России в «Зарядье» (19 марта 2023)

19 марта 2023 – 150 лет со дня рождения Макса Регера (1873-1916) – выдающегося немецкого композитора, пианиста, органиста, дирижера, педагога. С этой датой впрямую связан вечерний концерт в Зале Зарядье, где Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского исполнит регеровский Псалом 100 для хора, оркестра и органа, op. 106. Также в прихотливой программе концерта 19 марта, в первом его отделении – органная музыка Баха, Листа, Мендельсона в исполнении лауреата международных конкурсов Лады Лабзиной, с 2019 – главного хранителя концертного органа Зала Зарядье. Орган в этом концерте неслучаен: с 11 по 30 марта 2023 в «Зарядье» проходит органный фестиваль. ЗАРУБЕЖНЫЕ СОБЫТИЯ К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАКСА РЕГЕРА К 150-летней дате приурочен и выход в России фундаментальной (864 страницы) монографии о Максе Регере: «Работа вместо жизни» (перевод на русский, а также издание книги осуществил музыковед Виктор Шпиницкий). «Данная биография – результат сорокалетней исследовательской работы автора, выдающегося немецкого музыковеда Сюзанны Попп. Московская публика, возможно, помнит ее по лекциям, прочитанным в разные годы в столичных музыкальных вузах. Жизнь Регера описана детально, с опорой на разные архивные документы, прежде всего – необъятную корреспонденцию, процитированную с сохранением оригинальной особенности (подчеркивание некоторых слов)», – пишет в рецензии на книгу, опубликованной в «МО», Сергей Евдокимов. Пятью годами ранее в московском издательстве ArsisBooks вышла книга писем, статей, заметок Макса Регера, «Прошу слова!», переведенная и подробно откомментированная Виктором Шпиницким. Есть в этой замечательной книге и небольшой текст Регера «О “Саломее” Рихарда Штрауса». Наряду с другими известными представителями европейского общества Макс Регер принял участие в опросе на тему, может ли штраусовская «Саломея» с ее «вольной трактовкой библейского сюжета» и «обилием натуралистических сцен» «оскорбить моральное или религиозное чувство». Результаты опроса были опубликованы в венской газете “Die Zeit” 26 мая 1907 (по случаю состоявшегося накануне первого исполнения «Саломеи» в Вене, в Немецком народном театре). Републикуем этот регеровский шедевр полностью: «С удовольствием отвечая на Ваше очень любезное письмо, сообщаю следующее: Я не сторонник мнения, что “Саломея” каким-то образом оскорбит моральное или религиозное чувство. И кто из-за “Саломеи” утратит в конце концов свою веру, не имел её и прежде. Не считаю я “Саломею” и поворотным пунктом в современной музыке или отправной точкой некоего нового направления! Штраус в музыке к “Саломее” настолько же “Р. Штраус”, как и в своих предыдущих произведениях! Впрочем, сюжет “Саломеи” мне совершенно несимпатичен и думаю, что сенсационное увлечение публики “Саломеей” как пьесой и музыкальной драмой – “преходящая мода”; считается хорошим тоном “тоже участвовать в этом”!» Антон ДУБИН, «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Макс Регер – 150 лет со дня рождения: концерт Госкапеллы России в «Зарядье» (19 марта 2023) впервые появилась Музыкальное обозрение.