Войти в почту

Поезд, с которого не сойти: в екатеринбургском ТЮЗе поставили "Эшелон"

Премьера в Екатеринбургском ТЮЗе – 17 и 18 марта на малой сцене зрителю представят "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина (год написания – 1984). В тесном вагоне-теплушке людей под бомбежками увозят от нагоняющей их войны. На допремьерном показе побывали корреспонденты "Уралинформбюро".

Поезд, с которого не сойти: в екатеринбургском ТЮЗе поставили "Эшелон"
© Уралинформбюро

Режиссер – москвичка, преподаватель ВГИКа Ксения Кузнецова. Перед ней стояла нелегкая задача – при всем многообразии фильмов и постановок о войне сделать собственное сильное высказывание. И, видимо, именно сегодня это важно – без пафоса и лишнего надрыва напомнить, что жизнь в конце концов побеждает: "Голод плюс холод и даже плюс смерть вдруг дают положительный результат. Слабый человек встает из праха и делает шаг вперед. Мы сами не знаем запаса своей прочности".

Юрка (Владислав Пивнев), Маша (Анастасия Афанасьева) и Лавра (Василиса Борок)

Для воплощения замысла режиссер собрала в Екатеринбурге команду мечты – художника-постановщика Владимира Кравцева, композитора Александра Жемчужникова (их Ксения по праву называет соавторами) и золотой актерский состав.

Одна из фишек "Эшелона" – использование приема "панорамного взгляда". На сцене одновременно сосуществуют до 20 актеров (постановка стала самым массовым спектаклем на малой сцене), так что буквально на каждом квадратном сантиметре что-то происходит, создавая правдоподобную картину происходящего в вагонном пространстве и добавляя эффект присутствия – "все мы в одной лодке".

На переднем плане – Лавра (Василиса Борок) и ее свекровь (народная артистка России Любовь Ворожцова)

Когда занавес только открывается, как на полотнах малых голландцев, ты сначала разглядываешь и изучаешь каждого героя в отдельности, пока в конце концов фокус не настраивается на главное.

Пространство вагона создано Владимиром Кравцевым максимально метафорично. Специально для постановки он придумал и создал тяжелую металлическую конструкцию. На этом станке (эшелон везет в эвакуацию оборудование с заводов) герои могут свободно передвигаться, лежать, сидеть, драться, танцевать, падать в опьянении, чтобы хоть на время отключиться от происходящего.

Как рассказывает сам Кравцев, это решение создает ощущение, что "персонажи словно летят где-то в пространстве России, над землей".

– Во всем материале мне понравилось полное отсутствие любого внешнего признака вагона с его габаритами, с любыми напоминаниями о внутренности, чтобы не было стеллажей, на которых люди спят, стола, буржуйки, которая бы светилась бутафорским огнем – в этом всем есть некая театральная неправда.

Я подумал, что нужно найти такое решение, чтобы эти персонажи как будто летели в пространстве России, над землей, на этих жестких конструкциях из металла, в которых угадываются коньки домов, создается ощущение, что мелькают поля. Там все неуютно, продувается насквозь так, что не согреться, – объясняет художник.

Формальных признаков вагона зрителю не показывают, зато на сцене присутствуют все возможные явления природы: идет дождь, дуют ветры, валит снег, от которых людям в продуваемом вагоне негде укрыться.

– Мне нужно было, чтобы этот дождь не был лиричным, чтобы получились тяжелые капли, как будто вода стекает по краю вагона. Для этого мы специально купили форсунки, которые распределяют воду и они так отрегулированы, чтобы вода не моросила, а были именно тяжелые крупные капли. Введенные в эту постановку стихии – ветер, дождь, снег – все это нужно, чтобы придать действию большую остроту. В результате и тексты стали более осмысленными, и люди не грели руки на искусственной печке, не ели хлеб и сало бесконечно (подразумевается "среднее арифметическое" постановок по этой пьесе. – Прим. ред.).

В пьесе действие происходит осенью 1941 года, но в спектакле в конце концов время кажется бесконечным, словно этот поезд ползет из ниоткуда в никуда, и не существует конечной точки, где эти люди могли бы покинуть вагон, с которым уже буквально срослись.

Это ощущение безвременья поддерживает удивительное музыкальное решение, которое нашел для спектакля композитор Александр Жемчужников. В постановке нет фонограммы, вся музыка – это потрясающий и сложный вокализ – акапельное пение актрис ТЮЗа, настоящий женский камерный хор. Это мощное по силе музыкальное высказывание потребовало много труда – актрисы на протяжении двух месяцев репетировали музыкальное решение по два часа в день.

Актрисы на протяжении всего спектакля негромко поют хором а капелла, звучание получилось очень естественным

Так же тщательно прорабатывались образы героев и несмотря на массовость действие не разваливается, а выглядит цельным и натуралистичным. С каждым актером режиссер работала индивидуально, плюс – большой объем самостоятельных поисков.

Любовь Ревякина и Василиса Борок

Персонаж народной артистики Любови Ревякиной – пожилая женщина из прошлого века, которого не было в пьесе. Ксения Некрасова придумала Бабушку специально под актрису. На протяжении почти двух часов спектакля у нее только одна реплика, но все это время артистка находится на первом плане, мастерски создавая образ глубоко культурного, беззлобного и потерянного пожилого человека.

Героиня народной артистки Любови Ворожцовой – пожилая интеллигентная еврейская женщина, которая волей судьбы оказалась в этом грязном вагоне, это она периодически с возмущением восклицает: "Я вообще могу сойти с этого поезда!" Перед актрисой встала сложная задача. Неясно было, что делать с "одесским" акцентом – казалось бы, по тексту он необходим, но попытка подражать могла всё перечеркнуть. Решение было найдено, когда артистка пообщалась с интеллигентной семьей екатеринбургских врачей – ровесников ее героини. "Они сказали мне: не было тогда никакого акцента, это киноштамп! Все наоборот старались скрыть свое происхождение", – рассказала она.

Врач Федор Карлыч (народный артист России Владимир Нестеров) и свекровь Лавры (Любовь Ворожцова)

По пьесе героиня Ворожцовой каждое утро надолго закрывается в вагонном туалете, создавая большие трудности для окружающих. "Я задумалась: что может там делать пожилая интеллигентная женщина? Ну освежилась, а потом? И те же друзья мне подсказывают: она стирает бинты! Так эти бинты появились в спектакле. От этой идеи я оттолкнулась, и она мне очень помогла. И так свои роли прорабатывают абсолютно все!" – поделилась Любовь Эвальдовна, а в самом конце шепотом, улыбаясь, призналась: "Мне бы самой хотелось посмотреть со стороны, что получилось".

Елена МЕЗЕНОВА