Опасно, когда нелюбовь к государству перерастает в предательство Родины
Русский интеллигент - это тот, кто совмещает открытость свободе и миру с пониманием важности традиционных для России начал, с размышлениями о том, что такое человек и что такое чувство родины.
Как я могу относиться к выбору тех, кто уехал? С горечью, что человек неразумно, на мой взгляд, распорядился своей судьбой и ее возможностями. Впрочем, с уехавшими меня судьба развела намного раньше - сразу после Крыма. Просто в голове не укладывается их возмущение тем, что Крым не позволил себя украинизировать и вернулся в Россию. У этих людей, видимо, вместо русского сердца в груди либеральная догматика. Очевидно те, кто всегда находится в дежурной оппозиции государству, переходят черту и, в конце концов, оказываются уже в оппозиции к Родине как таковой. Я эту черту никогда не переходил. Сегодня они уехали в морально и социально агонизирующую Европу и, думаю, что им там будет не сладко.
Почему не уехал? Может, это вас и удивит, но скажу: Россия сейчас переживает в целом весьма благополучный период своей истории. Я много езжу: провинция живет пусть и трудно, но очень достойно. В России не погибла религия. Для меня это очень значимо: важно чувствовать определенную церковную атмосферу. Одним словом, я дома. И другой дом мне не нужен.
Как гражданин я живу переживаниями войны и ощущением потерь. Месяц назад побывал во Владивостоке и поклонился недавно ушедшим героям. Все это во мне живет и, естественно, отражается на стихотворных смыслах.
Оставаясь свободным, остро чувствую свои обязанности… Как хорошо сформулировал философ Семен Франк: "В сущности у человека есть одно главное право: право добросовестно выполнять свои обязанности".
Личная свобода - да. Но - ограниченная государственными, моральными и религиозными рамками. На Западе сегодня другое. Либерализм дошел до разврата. Можно сказать без преувеличения, что Содом и Гоморра - его сегодняшний идеологический фетиш, вполне даже официальный. Это не свобода, а разложение личности и социума в целом.
По России же в 90-е вместо красного колеса советской идеологии покатилось желтое колесо масс-культуры и шоу-бизнеса. А если говорить о чем-то более значительном, то это были произведения без катарсиса, чернушные, депрессивные. Конечно, случались и большие удачи. Но все они тонули в густой субстанции желтизны. Кстати, многие из тех, кто тогда определяли культуру, сегодня бежали. Так что есть шанс, что она станет наконец-то чище.