Формула счастья
Такое незатейливое название, как ни странно, получила 120-минутная оригинальная лента Оливье Тренэра не у наших продюсеров, а на родине, во Франции. Но фантастики там практически ноль. Бесполезно искать тут хитрую машину времени, безумного профессора или пикирующих на Эйфелеву башню НЛО. Это, прежде всего, трогательная история о поисках личного счастья, призвания и любви талантливой пианистки Джулии (Лу де Лааж). Но отнюдь не мелодрама. И если честно, точно определить жанр ленты затруднительно. Потому что в результате сценарного мифотворчества получилась этакая формула-интеграл, шарада-ребус с несколькими неизвестными, отгадывать которые непросто... Помните знаменитый «эффект бабочки», которая крылышками «бряк-бряк-бряк» (из рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром»)… И ход истории уже изменен, последствия взамаха ее крылышек неотвратимы и глобальны. Так вот, роль этой «бабочки» в картине играют детали, иногда довольно мелкие, вроде потери паспорта или опоздания на автобус, которые в корне меняют судьбу героини. В результате мы видим параллельно несколько историй, в которых она проживает разные сценарии с разными любимыми людьми. Следить за этим хоть и сложно, но увлекательно .. Сам режиссер признается: Это практически математика! Когда проект впервые был представлен продюсерам, это был не просто синопсис, это была таблица Excel с двумя осями абсцисс/ординат и цветовым кодом для того, чтобы отобразить там четырёх Джулий, судьбу каждой из них и переходы, чтобы ничего не перепутать в развитии этой истории. Поскольку фильм был основан на сложной и увлекательной конструкции, необходимо было использовать четкий и строгий подход. © Фото: кадры из фильма (ARNA Media) А стартует история с финала, с Парижа 2052 (!) года. Рефлексирующая Джулия, как на сеансе регрессолога, хочет понять, когда и с чего все началось. И отважно путешествует по своей жизни в поисках событий, изменивших ее судьбу. А их несколько. Это и безумная поездка с подружкой в Берлин на слом знаменитой стены, и участие в национальном музыкальном конкурсе, и столкновение с симпатичными парнем в книжном магазине... Актрису Лу де Лааж, сыгравшую четырех разных Джулий, режиссер называет «актрисой-хамелеоном»: У нее удивительаня способность выглядеть каждый раз по-разному и одновременно сыграть нежность и жестокость. Она может играть молодость, но в то же время обладает великолепным низким голосом, который позволяет ей играть зрелость. Ведь специфика роли требовала актрису, которая сыграет героиню от 17 до 80 лет. Героиня, как на страшном суде, пытается понять, в какой момент она могла бы изменить свою судьбу. Может, когда стала знаменитой пианисткой, гастролирующей по миру с сольными концертами? Или когда ушла в скромный колледж учить детей хоровому пению? Или когда осталась жить в Берлине, бросив родителей? Или когда уличила мужа в измене? Или когда сама изменила? Одно ей становится ясно: выбор она всегда делала сама. И любое следствие, приятное или не очень, это результат ее собственного решения... Наши жизни не состоят целиком и полностью из случайностей, они не написаны заранее, - говорит режиссер Ольвье Тренэр. - Они, прежде всего, являются результатом принятых нами решений, выражения нашей свободной воли. Но у всех нас в памяти есть несколько ключевых моментов, когда случайность сыграла решающую роль, когда несколько секунд или простой взгляд в сторону привели к тому, что наша жизнь уже никогда не будет прежней. © Фото: кадры из фильма (ARNA Media) Этот фильм заставляет нас фокусироваться на тех моментах, которые ускользают от нас, на этих маленьких и часто незаметных случайностях, которые в одно мгновение могут перевернуть всё с ног на голову и заставляют нас выбрать этот путь, а не иной. У всех актеров и технического персонала, которых я встречал, была в жизни схожая история, и именно это подтолкнуло их к работе над фильмом. По сути, картина получилась одновременно и мистическая, и реалистическая. За мистику здесь отвечает Его Величество Случай, за реализм - Выбор героини как залог ответственности человека за свою судьбу и за финал жизни. У Джулии в одном из вариантов все кончается неплохо — в преклонном возрасте ее, хрупкую старушку, чествуют в концертном зале и талантливые ученики, и внимательные внуки, и актуальный седовласый муж. В этом диком соревновании сценариев судьбы побеждает тот, в котором она честно и истово работает учительницей пения. И сдается, эта простая мораль — «делай что надо и будь, что будет!» - придется большинству зрителей по душе.