Зал забит под завязку: Как проходит фестиваль анимации в Суздале

Дорога до Суздаля, где проходил российский фестиваль анимации, была тернистой. Вместо сорока минут она заняла два часа из-за аварии на двухполосном шоссе, его не обещают расширить даже к следующему году, когда будет отмечаться 1000-летие Суздаля. Потом через снежную хлябь - к Главному туристическому комплексу (ГТК), где базировался фестиваль.

Зал забит под завязку: Как проходит фестиваль анимации в Суздале
© Российская Газета

Однако поднимавшиеся в гору мне навстречу люди были жизнерадостны и смешливы. "С фестиваля? - спросила я группу, где преобладали девушки с синими волосами?" - "Да!" - засмеялись они.

И что таким хлябь и лужи по щиколотку. Как говорил один знакомый литератор примерно по такому же поводу: "Плохо не поживешь - хорошо не напишешь".

Чем ближе к ГТК, тем больше синих, зеленых и красных волос. Я было подумала, что это вроде дресс-кода для участников и гостей фестиваля, но пускали всех. И в целом более гостеприимного и дружелюбного места в эти дни в Суздале, скорей всего, не было. "Извините, - перекрываю дорогу девушке с бейджем "Организатор". Ниже на бейдже написано загадочное - "ФОФА". Быстро выяснилось, что это не аббревиатура некой, например, федерации, а имя девушки. Фофа проворно познакомила меня с одним из важных людей на фестивале - Сергеем Серегиным. Около тридцати лет назад вместе с Александром Татарским и Александром Герасимовым, нынешним директором фестиваля, он начинал этот смотр. Сейчас также член оргкомитета.

- Наш фестиваль - это авторская, клубная анимация, - говорит Серегин. - Потом люди, которые здесь себя проявили, приходят в коммерческую анимацию. Денис Чернов, один из режиссеров коммерчески успешных "Смешариков", заявил о себе в Суздале. Олег Ужинов до "Маши и медведя" занимался авторской анимацией. Наташа Березовая, сейчас сидит тут в жюри коммерческого кино, начинала вместе с Александром Татарским над "Горой самоцветов" работать, потом выстрелила здесь же с авторским мультом "Поросенок", переросшим в успешный мультсериал.

- Можно наивный вопрос: что такое коммерческая анимация в российских реалиях?

- Это индустрия, и она не рассчитана на то, чтобы просто показать кино, тут на кино, конечно, никто не зарабатывает. Цель - сделать бренд узнаваемым, чтобы он продавался в виде игрушек, книжек, футболок. И это развивается, поскольку приносит доход.

- А где посмотреть авторскую анимацию, кроме суздальского фестиваля?

- На YouTube, пока его не закрыли. Есть попытки делать сборники и показывать их в кинотеатрах, но, кажется, им это не особо выгодно, надо зарплату сотрудникам платить, а на авторский сборник придет от силы ползала.

В большом зале ГТК как раз подходило время конкурсных показов авторской анимации. Люди заходили, оставляли на креслах свои вещи и снова выходили. Это были наиболее предусмотрительные зрители, потому что когда пробил час и на сцену вышли режиссеры, чьи работы предстояло смотреть, зал вместимостью 600 человек оказался забит под завязку. Татьяна Ильина, ее фильм "Без земли" участвовал в конкурсе, рассказала, что короткометражка появилась, так как не хватило денег на полнометражное кино. Но больше говорила о зрителях фестиваля, общий портрет которых ей очень нравится. Было трудно не согласиться: зрители все шли и шли, тесно занимая ступеньки в проходах. Я видела подобное только на Московском международном кинофестивале в его хорошие времена. В лобби ГТК шла параллельная трансляция показов, но и там все места были заняты.

Еще один вариант показов прозвучал на самопрезентации Школы дизайна Высшей школы экономики, что готовит, в том числе, специалистов авторской анимации: силами преподавателей Школы на разных площадках Москвы проходят марафоны анимации. "Хочу, чтобы про анимацию все знали", - говорит преподаватель и мультипликатор Полина Кампиони.

Игорь Ковалев, режиссер незабвенных "Следствие ведут Колобки", креативный продюсер "Союзмультфильма" и преподаватель вышкинской Школы на вопрос, не много ли вдруг стало в России школ анимации, ответил вопросом: "Вы знаете, сколько их в США?" Я не знала. "При университетах и колледжах, уж не говоря про киностудии", - сказал Ковалев. Вывод понятен: чем больше специалистов, тем выше конкуренция и качество продукции. Ковалев около пятнадцати лет преподавал и работал в Калифорнии. В России, по его словам, школы стали появляться в связи с большим спросом на аниматоров, они стали востребованы в сериалах, компьютерных играх, рекламе. "Было время, когда ни у кого денег не было, а сейчас студии охотятся за аниматорами. Всем они стали нужны", - подтверждает Сергей Серегин.

Может, это и есть охотники - те серьезные люди, что разбавляют жизнерадостную, по большей части молодежную фестивальную тусовку и сидят на питчинге?

Жмурясь на солнце, щедро бившее в окна лобби, я не сразу заметила заезжавшего в книжные ряды с тележкой Юрия Норштейна. Очнулась, когда он сгрузил несколько коробок и стал выезжать обратно: "Юрий Борисович, я помогу, это невозможно, чтобы вы - и с тележкой". - "Вы читали Вазари?" - спросил Норштейн, не прерывая путь. Пришлось и тут сознаться - не читала. "Вазари пишет, что когда Микеланджело начал расписывать потолок Ватикана, он замкнулся в капелле, выгнав всех помощников, даже краски сам тер. Благодаря его трудолюбию мы видим сейчас воплощение". - "Все равно это неправильно". - "Нет, правильно. На самом деле я могу сказать совершенно спокойно - это страна мне должна, я ей ничего не должен. Но когда у нас дворник не убирает лестницу, я беру лопату и начинаю ее чистить, иначе она превращается в горку. Я должен это сделать, и я делаю. Мне надо продать свои книги, и я толкаю тележку".

- На показы не ходите?

- Если все продам, то пойду смотреть. Но боюсь, ожидаемого не увижу. Есть несколько имен, которые очень талантливы, но в этот раз их нет, к сожалению. Нет Натальи Чернышевой, она заявилась здесь с фильмом "Снежинка", это изумительный фильм, нет Антона Дьякова, изумительный рисовальщик, очень талантливый. Но никто не знает, как дальше сложится их судьба, насколько они способны к саморазвитию. Все говорят о самодостаточности, но главные слова - саморазвитие и самоотречение.

Не успел Норштейн распаковать коробки и выложить книги, как к нему выстроилась очередь. Лучший даже в обыденном. Другие продавцы загрустили. "Он на такси сюда приехал, сам коробки выгружал, - покивал Игорь Ковалев. - И лыжи прихватил. Каждое утро бегает вокруг отеля. Мой учитель".