Как Маремьяна Голубкова славила Ворошилова и хулила Гитлера. Репортаж "Родины" с Печоры, где сохраняют традиции местного "сторителлинга"
До ненецкого села Оксино в марте можно добраться только на вездеходе или воздушной подушке, которые "бегают" сюда по Печоре. Спецкор "Российской газеты" и "Родины" отправилась в Оксино вместе с сотрудниками Музейного объединения Ненецкого автономного округа и знатоками устного народного творчества из разных городов России - Москвы, Петербурга, Новгорода.
Миссия - историческая: открытие тропы ненецкой сказительницы Маремьяны Голубковой. Она своим талантом проложила дорогу из Оксино до Москвы, а мы сейчас - в обратную сторону.
На родине Марьмьяны пока нет арт-объектов - вместо них по краям дорог нас встречают безупречно ровные поленницы и "закутанные" снегом лодки - зельдевки, доры и шняки. А вот вместо собачьих упряжек, на которых в Оксино гоняли еще полвека назад, почти в каждом дворе стоят "под парами" бураны и нарты. Проносится такой состав по селу - только снежная пыль из-под полозьев.
В Оксино живут складно. Фото: Татьяна Сухановская
И хотя земля здесь мерзлотная, родовые корни пробираются в нее на глубину пяти веков, когда освоение Нижней Печоры начали новгородцы. Поэтому и слово "род" в Оксино до сих пор звучит чаще, чем семья. Об этом рассказывает директор музейного объединения Елена Меньшакова:
- Вот, к примеру, род Сумароковых - он делится на ветви, среди которых есть "кореневичи", а есть "ушканы".
Если же человек 30 лет в Оксино прожил - считай, не местный. Чтобы стать своим, надо иметь корни длинною в 300 лет. Как, например, Просвирнины.
Вверх по корням здесь передается не только умение "на северном камне расти", но и мастерство сказителей. Раньше на промыслах без такого "шоу" было нельзя - поэтому текли в конце тяжкого дня ровным ручейком привезенные с Новгородчины былины и старины. До того момента, пока не закрывал глаза последний усталый рыбак.
Так было вплоть до 1960-х. Потом сказителей в оксинском рыбакколхозе "Победа" замеcтили телевизор, а теперь есть и интернет. Но емкое народное слово осталось. В том числе, прибаутки:
- Чай у нас китайский, сахарок хозяйский, как вам налить - с просветом или погуще? - так встретят вас в селе.
Отвечать следует примерно так:- А мне бы погуще: гущe люблю пуще, а жижу я и дома вижу.
Самый востребованный транспорт в этих местах - снегоход. Фото: Татьяна Сухановская
Это, кстати, любимая прибаутка Маремьяны Голубковой. В конце 1930-х сказительница из деревни Голубковка, что рядом с Оксино, стала знаменитой благодаря своему импровизаторскому дару, горячему слову и потому, что старые формы начала наполнять современным содержанием. Вот, к примеру, сказы и плачи Голубковой об Отечественной войне, обжигающие тоской по погибшим сыновьям и ненавистью к Гитлеру:
"Задел ты нашу кровь советскую, вередил сердца материнские... Удрогнуло мое сердце, возмутилася кровь горячая, накатилася злоба злая - жарче пламя да она огненна, крепче камня да нерассыпчата, тверже камня да несломаема".
В марте в Ненецком автономном округе отметили юбилей Маремьяны - 130 лет со дня рождения. Она оставила потомкам 400 песен, причетов, сказов и плачей: "У певчей птицы рот не заткнешь. Я и прежде, как могла, говаривала. Только говорить-то мне доводилось на дороге да на пороге, а теперь мое слово к месту и делу идет!"
В 1939-м, в начале Второй мировой войны, новины Голубковой "пробились" на всесоюзное радио:
- Хор Пятницкого исполнял песню "Ходил по границам Ворошилов Клим" на слова Маремьяны. Передавали по радио и другую песню из того же сказа - на музыку Захарова. А ведь хор не только соседи слышали - вся страна! Так слово к делу идет, - рассказывает автор книг об истории и культуре Ненецкого автономного округа Виктор Толкачев.
Маремьяна Голубкова. Фото: из собрания Музейного объединения Ненецкого автономного округа
Но Маремьяна была лишь одной из многих сказителей Печоры. О том, что "старинщики" и "былинщики" жили здесь в каждой деревне, относились к местной интеллигенции и весьма неплохо зарабатывали, научный сотрудник Музейного объединения Ненецкого автономного округа Даниил Ивкин рассказал в Маремьянином доме. Здесь, в музейном пространстве села Оксино, открылась выставка, посвященная "эстрадным звездам" печорской тундры:
- Павел Григорьевич Марков, Тимофей Степанович Кузьмин... Это были обычные рыбаки, ставшие хранителями богатейшей культурной традиции, - говорит Даниил. - Кстати, на Нижней Печоре былинщики отличались вниманием к историческим деталям. А о таких персонажах, как, к примеру, Иван Грозный, они сказывали, будто царь жил вчера.
Неудивительно: новгородцы основали поселение на Печоре еще в XVI веке, спасаясь от царского гнева. И только совсем недавно умерли в Оксино две последние сказительницы, получившие по наследству свой родовой дар. Но записи песен остались!
- Народился на небе свете-е-елый месяц, народился на Руси могучий ба-а-агатырь, - затягивает прямо во время экскурсии Даниил Ивкин.
Былину о новгородском богатыре Василии Буслаеве молодой нарьянмарец знает наизусть, изучил тексты киевских и новгородский старин - говорит, что потрясли. А совсем недавно Даниил прошел мастер-класс у петербургского сказителя Александра Маточкина, приехавшего в Ненецкий автономный округ на юбилей Маремьяны.
В Оксино встречают с лопатой, а угощают - чаем. Фото: Татьяна Сухановская
В группе "былинщиков" вместе c ним учились сказывать старины несколько увлеченных народным творчеством северян из Архангельской области и Ненецкого автономного округа. А значит, снова возвращаются в Арктику традиции печорского "сторителлинга". Кстати, именно так в Нарьян-Маре назвали конференцию, посвященную сказителям.
- Стори… как его? - уточняют у сотрудников музея жители Оксино, пришедшие в Маремьянин дом на выставку. И соглашаются с тем, что в Оксино, на тропе Голубковой, неплохо бы установить сцену в виде двух перевернутых на один борт карбасов или шняк. Между ними сказители XXI века смогут исполнять былины из прошлого и новины из нашего времени.
Местный житель. Фото: Татьяна Сухановская