Войти в почту

"Люди перестали петь песни всей страной". Валерий Сюткин — о музыке и своей ретроградности

Об отношении к работе

"Люди перестали петь песни всей страной". Валерий Сюткин — о музыке и своей ретроградности
© ТАСС

Отмечу [юбилей] в узком кругу абсолютно. До этого и после этого, да и, может, даже и во время — работа. А уж пока работаешь, ты здоров. Всем рекомендую быть занятыми. Это очень полезное, эффективное средство от любой хвори. Поэтому вот так. Я избрал линию: работаю много. Потому что, если работать меньше, скажем, пяти-шести концертов в месяц, как-то мне это некомфортно. Я так не люблю. Я так не могу. И даже не по финансовым вопросам. Артист должен работать хотя бы, грубо говоря, пару раз в неделю.

О творчестве и музыке

У меня три проекта на сегодняшний день. Один джазовый — S.O.S, — это по первым буквам: Савин, Окунь, Сюткин. Так всегда объявляем, представляем участников. Также проект Light JAZZ, где аккордеон — ключевой инструмент. Там мои хиты плюс лучшие компиляции отечественных песен 1950–1960-х годов. И основной мой проект — "Рок-н-ролл бэнд". Это, как у нас привыкли, с саксофоном, с гитарами, с контрабасом. Все проекты любимы мной одинаково, но они в разных нишах. "Рок-н-ролл бэнд" — это танцевальное, это клубы с партерами, где можно танцевать.

Сейчас я занят еще в ночном эфире Первого канала (проект "Подкаст.Лаб" — прим. ТАСС). Там у меня есть "Мелодия моей жизни", где тоже речь идет опять же о моей любимой музыке. Гости, которые приходят, рассказывают о своей жизни через мелодии, потому что музыка — это лучший хранитель памяти. Вы слышите мелодию, и ваш мозг сразу до мельчайших подробностей выдает все, что с вами было, когда эта мелодия звучала. Отсюда сразу разговор к вам. Поэтому я обычно вытягиваю такие лоскутки, скажем, спрашиваю: "Мелодия детства?" Человек говорит: "В детстве я запомнил вот это, вот это с этим-то связано", и на фоне этой мелодии он рассказывает о своем детстве. Потом мелодия юности, или о том, как выбирал свой путь. Я буду делать ко дню рождения одну из программ: сам себя буду спрашивать и сам отвечу (разговор с корреспондентом ТАСС проходил 11 марта — прим. ТАСС). "Подкаст.Лаб" — это телевидение с человеческим лицом. Мне на самом деле самому интересно слушать программы моих коллег. Леонид Аркадьевич Якубович ведет про самолеты, про небо. Там действительно полезная информация. Нет, так сказать, желания развлечь. То есть это такое телевидение, как было давным-давно, но мы о нем забыли.

О трудностях и предложениях

В качестве наставника я был три сезона в "Голосе" — в двух основных и в одном "60+". В последнем, кстати, я был признан зрителями лучшим наставником, что очень бодрит. Приму ли участие в качестве наставника вновь, будет зависеть от решения руководства. Пока я бы ничего не говорил, потому что это немножко впереди паровоза — может, и нет таких намерений. Я всегда переживаю трудности и предложения по мере их поступления. Пока поступило предложение вести такой подкаст. Это тоже работа. Это много времени занимает — съемка и подготовка к ней. 

Об отмене русской культуры

Отменить русскую культуру невозможно. Это время просто такое сейчас, к сожалению, — продиктовано политическое решение, а не решение самих людей. Ну, что делать? Надо продолжать делать свою работу.

Я делаю свое дело, пою песни там, где я вырос, для тех, кто говорит на русском языке, то бишь дома. Поэтому чего тут говорить? Живу я здесь, потому что это моя Родина. Вот и все. Я профессионал, я люблю исполнять песни, сочинять, и этим все сказано. Это, на мой взгляд, исчерпывающая позиция. 

О рецепте хита

Нет формулы создания музыкального хита. Должно быть сделано в нужное время — это первый ингредиент. Второй — этому обязательно предшествует какой-то эмоциональный посыл хороший. Он может быть разным: прочитанная книга, интересное какое-то выражение на открытке, эмоциональный посыл от фильма. Потом, через какое-то время, когда он через тебя прошел, ты понимаешь, приходит осознание — какая должна быть песня. А шлягер или хит сделать, из тюбика выдавить или сконструировать, как конструктор, невозможно. Это определяет потом время, зритель. И, на мой взгляд, звание хита присваивается песне, уже когда она продолжает жить. Потому что бывают хиты однодневные, а бывают четверть века и более. Как это сделать, не знает по большому счету никто. 

Об отношении к молодым коллегам

Я не могу сказать, кого выделяю для себя из современных певцов. Но вот первый, кто приходит в голову, я с ним работал, он сейчас один из наставников "Голоса", — Антон Беляев. Очень глубокий музыкант, аранжировщик, который очень тонко слышит. И у него, к сожалению, пока нет больших, громких хитов, но с точки зрения того, как создавать звук и как делать интересную аранжировку, он очень эрудированный человек и современный. Я так не умею. У него есть очень большие козыри. Поэтому ему желаю успеха, найти свой угол зрения и создать песни, которые будут петь сегодня. Сегодня это сложнее, потому что время такое — и вкусы очень часто меняются, и у каждой возрастной категории слушателя свой кумир. Перестали петь песни всей страной. Это, к сожалению, время — тут трудно что-то изменить. Я не могу сказать, что меня цепляют песни популярного сегодня певца Shaman. Мне ближе то, что Александра Николаевна Пахмутова писала. Может быть, я ретроград уже. Shaman — это музыка для молодых. Если им нравится, значит, это имеет адрес, имеет право на жизнь. Но я не являюсь большим поклонником. 

О призвании музыканта

Считал и продолжаю считать, что профессия музыканта — это объединять людей. Поэтому, когда ко мне обращаются с посылом, давайте объединим, сделаем что-то, — это пожалуйста. Давайте разъединять, критиковать и как-то уничтожать — это не ко мне. Музыка объединяет. Мне трудно сказать, пострадала ли музыкальная индустрия в России в связи с санкциями. Я как работал, так и работаю. Если раньше были какие-то поездки по всему миру, я был везде в местах, где живут большие скопления, то сегодня это [гастроли] исключено. По мере поступления трудности переживаю. Здесь работаю.

Беседовала Полина Богомолова