Участники группы «Поющие гитары» рассказали, как открыли эпоху ВИА в истории отечественной музыки

«Поющие гитары» – один из самых заслуженных популярных отечественных ВИА. Его принято считать первым вокально-инструментальным ансамблем Советского Союза. Более полувека назад, в октябре 1966 года, коллектив дал свой первый официальный концерт, с которого начался головокружительный успех. В жизни «Поющих гитар» были взлёты и падения, а потом, после более чем 20‑летнего перерыва, коллектив возродился, вновь обрёл популярность и скоро опять приедет с концертом в Нижний Новгород. Сейчас в состав группы помимо её художественного руководителя и вокалиста Евгения Броневицкого входят гитаристы Владимир Васильев, Василий Борисов, Валерий Кочегуро и вокалистка Милена Вавилова. С ними мы побеседовали о музыке времён СССР и дня сегодняшнего. Мечта о новом – «Поющие гитары» – легенда отечественной музыки, открывшая новую веху в её истории. Как случилось, что в нужное время отцы-основатели ВИА нашли друг друга? – Это была инициатива основателя ансамбля, выпускника ленинградской консерватории Анатолия Васильева, который на тот момент работал в легендарном ансамбле «Дружба», солисткой которого была Эдита Пьеха. Он был в том коллективе гитаристом и мечтал создать что-то новое. И создал, собрав единомышленников, также мечтавших о новом. В основе «Поющих гитар» была дружба. Я, Лёва Вильдавский, Анатолий Васильев знали друг друга с юных лет, у нас были общие музыкальные интересы. Кстати, именно Васильев учил меня игре на бас-гитаре. И я благодарен судьбе за то, что именно я исполнил две легендарные песни ансамбля, которые сейчас знает практически вся страна: «Сумерки» и «Для меня нет тебя прекрасней», – рассказывает Евгений Броневицкий, один из основателей ансамбля.– Где, кстати, в то время Васильев смог раздобыть для вас электрогитары? – Наши первые гитары Анатолий Николаевич привёз с гастролей с ансамблем «Дружба». Это были немецкие Musima, с них-то всё и началось.– Вслед за вами появилось множество ВИА. На ваш взгляд, почему успех тогда, в конце шестидесятых, пришёл именно к «Поющим гитарам»? – Потому что мы были первыми и дали толчок этому жанру. Тогда у нас действительно быстро появились последователи, которые стали даже перепевать наши песни. Но на самом деле ансамблей было не так много, как, к примеру, сегодня. Сейчас в вашем городе ансамблей больше, чем было тогда на всю страну! – замечает Броневицкий. – У нас была оригинальность аранжировок, а главное – мы пели хорошо, хотя, быть может, играли не столь виртуозно, как хотелось бы, – добавляет Владимир Васильев, участник ансамбля с 1974 года.– Не секрет, что многие мелодии вы брали у западных исполнителей. Они не были в претензии, что Yellow River превратилась в «Толстого Карлсона»? – Ни разу! Уже тогда были очень большие авторские отчисления, и, я думаю, авторы были рады, что им капают деньги. Тем более что часто мы делали хитами те мелодии, что за рубежом прошли незамеченными, – объясняет участник ансамбля с 2003 года Валерий Кочегуро.Источник видео: YouTube. РКН: сайт нарушает законодательство РФ– Почему сохранилось так мало видеозаписей группы? – Ленинград не Москва – снимали тех, кто ближе к столице. Да нас особо и не пускали на телевидение и радио. В основном снимали «Самоцветов» и «Песняров». Но записи есть. В прошлом году на ТВ вышло несколько хороших и качественных передач об ансамбле, и для них эти записи нашли. Рок от оперы – В 1975 году вы поразили всех, выпустив первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Почему коллектив решил перейти к большим формам? И почему же в итоге именно после выхода рок-оперы «Поющие гитары» распались? – Всё просто: когда ты приходишь к крупным формам, в данном случае к музыкальному спектаклю, он предполагает большое количество артистов. И плюс ко всему ты находишься в рамках заданного произведения, которое играешь через день, а то и каждый день. Это очень сложная штука, потому что в песенном репертуаре ты сам себе хозяин и можешь менять программу хоть каждый месяц. Это не все выдерживали. А кому-то просто не хватало мастерства – опера предъявляла высочайшие требования к владению и голосом, и инструментом, это гораздо сложнее, чем песни, – объяснил Владимир Васильев, он же Царь, сыгравший в «Орфее и Эвридике» 900 раз.– В истории музыки бывали моменты, когда воссоединялись распавшиеся коллективы, но обычно это ничем хорошим не заканчивалось. И возрождение вашего ансамбля через четверть века после распада многие называют чудом. Как вам удалось практически повернуть время вспять? – Дело в том, что когда мы собрались на 30‑летие со дня основания группы, то планировали, что сыграем один юбилейный концерт, и на этом всё закончится. А концерт прошёл с таким успехом, что многие друзья тогда говорили: а почему бы вам не продолжить выступать вместе? И мы решили – почему бы и не попробовать? Попробовали и пробуем почти 25 лет, – смеётся Васильев. С гастролями «Поющие гитары» объехали всю страну, тепло их встречали и за рубежом. – Многие коллективы с большой историей ориентируются на своих поклонников из прошлого, для которых на концертах возвращается молодость. Я знаю, что дети дарят своим родителям билеты на ваш концерт, и это о многом говорит. Но прошлого мало для развития и пути вперёд. В чём секрет вашего коллектива, который завоёвывает и новых слушателей? – Секрет успеха прост – песни ансамбля находят путь к сердцам слушателей, потому что в них объединяются красивая, берущая за душу и легко запоминающаяся мелодия, верная и чуткая гармония. В каждой песне талантливые поэтические тексты, трогающие сердца людей. Песни ансамбля профессионально и очень тщательно оркестрованы, практически во всех звучит многоголосие, сливаются чистые голоса певцов и – самое главное – в них наша любовь к музыке и уважение к нашим слушателям, – отметил Василий Борисов, участник ансамбля с 1970 года.– Сегодня всё чаще в эфире звучат песни, которые ваш коллектив исполнял ещё на заре своего создания. Чем вы объясняете это возвращение исполнителей и зрителей к музыке 70 – 80‑х? – Песни были хорошие, с хорошими мелодиями и хорошими словами, и спеты душевно и выразительно. А это критерии хорошей песни, которая не стареет. День сегодняшний – Как случилось, что в 2004‑м в коллективе вновь появилась женщина? Милена, как вы влились в мужской коллектив? – После ухода в иной мир Ольги Левицкой коллектив почти год выступал без солистки – в память об Ольге. Но «Поющие гитары» всегда отличались тем, что в составе ВИА присутствует женщина. Поэтому встал вопрос о том, чтобы найти новую певицу. И тут к месту и ко времени рядом оказалась я, и меня приняли в команду. Ну что тут скажешь – это судьба, – делится Милена.– На днях свой юбилей отмечала Ирина Понаровская, часть творческой жизни которой связана с вашим коллективом. Общаетесь ли вы сейчас с теми, кто начинал свою карьеру в группе, а потом ушёл в свободное плавание? И есть ли шанс собрать всех на одной сцене к грядущему 60‑летию группы? – В разные годы в нашем коллективе действительно начинали многие, в том числе Асадуллин, Розенбаум, Антонов, но их осталось совсем немного. Иногда мы общаемся. Конечно, хотелось бы дожить до юбилея, и в мыслях такой концерт есть, но пока сложно загадывать. Увидим! – осторожно замечает Владимир Васильев.– Какие из новых песен «Поющих гитар» вошли в ваш репертуар сейчас? Или в основном зрители требуют хиты прошлых лет? – Зрители, особенно старшего поколения, хотят услышать те песни, которые они слушали в молодости и которые для них очень дороги. Мы верим, что наши новые песни так же понравятся зрителям, а если они будут нравиться, то и жизнь продолжится. И значит, она прожита не зря!– Какие сюрпризы ждут нижегородцев на вашем концерте? – Что артисты могут подарить зрителям? Конечно, новые песни! И они обязательно будут!

Участники группы «Поющие гитары» рассказали, как открыли эпоху ВИА в истории отечественной музыки
© Нижегородская правда