Почему киносборы в 2023 году оказались выше, чем до пандемии
Киносборы за январь–февраль 2023 года превысили показатели аналогичного периода допандемийного 2019 года и стали рекордными для российского проката, сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова.
По словам министра, за первые месяцы 2023 года было продано 40 миллионов билетов. «Сборы превысили допандемийный показатель 2019-го и составили 13,1 миллиарда рублей (13 миллиардов в 2020-м и 11,7 миллиарда в 2019-м). За два месяца сумма сборов на 56 процентов больше, чем за аналогичный период в 2022-м, и на 46 процентов больше, чем в 2021-м, — написала Любимова в своем телеграм-канале. — Мы с радостью отмечаем, что российское кино интересно самому широкому кругу зрителей. В этом году запланировано еще около 30 премьер при нашей поддержке».
По словам министра, в число премьер при поддержке Минкульта и Фонда кино вошли фильм «Нюрнберг» по книге Александра Звягинцева, первый снятый в космосе художественный фильм «Вызов», а также вторая часть фильма «Холоп».
Почему не оправдались опасения прокатчиков, что без голливудских фильмов кинотеатры разорятся? Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев рассуждает:
— Походы в кино — как и в театр, и в музей, и в торговый центр — это форма социализации. Люди идут в кинотеатр посмотреть не только движущиеся на экране картинки, но и на других людей. Они хотят почувствовать себя частью социума. Второй момент: поход в кино для многих — это возможность разделить эмоции. Не зря в кинотеатр, как правило, идут компаниями — чтобы переживать эти самые эмоции вместе. Третье: люди хотят разнообразить свой досуг. Содержание фильма имеет второстепенное значение. Если бы оно было принципиально важно, кинотеатры бы закрылись еще лет 15 назад — когда практически у всех дома появились компьютеры с доступом в интернет. Все бы смотрели кино, не выходя из квартиры — благо выбор в интернете в тысячи раз больше, чем в кинотеатре, — и не ходили бы вообще никуда. А если продолжают ходить, значит, нужно не столько кино, сколько общение.
Маркетолог Игорь Камский уточняет:
«Все везде и сразу» — триумфатор «Оскара-2023»: что известно о фильме и в чем секрет его успеха
— Поход в кино — это еще и социальный ритуал. Друзья договариваются о встрече, собираются, берут в баре попкорн, колу и вместе смотрят фильм. Неудивительно, что, например, в США сборы от продажи напитков и закусок в кинотеатрах уже давно превысили сборы от продажи билетов. И создатели фильмов даже требуют от сетей кинотеатров свою долю от продажи снеков. В России доходы кинотеатров от работы баров тоже растут и приближаются к половине оборота. Можно, конечно, купить ведро попкорна, взять литр газировки и смотреть кино дома. Даже с друзьями. Но нужной атмосферы, согласитесь, уже не будет. А в кинотеатр люди идут именно за атмосферой. Кино может быть голливудским, российским, индийским, но атмосфера просмотра не будет отличаться. Поэтому люди шли и будут идти в кино. Особенно если учесть, что кинотеатры ведут гибкую ценовую политику. Утром, в будние дни, билеты намного дешевле, чем в прайм-тайм — вечером на выходных. Это значит, что зритель всегда может купить билет по доступной для него цене.
Эксперты сходятся во мнении: кинотеатры пустовать не будут.
— Что изменилось, когда на месте американских фастфудов появились российские? Ничего. Хотя бы потому, что потребность недорого перекусить никуда не исчезла и люди ее закрывают, — рассуждает Игорь Камский. — То же самое касается Голливуда: это бренд, фантик. А наполнение любого фильма — эмоции. Можно плакать от «Титаника», а можно — от «Чебурашки» — слезы те же. Люди идут в кинотеатр за атмосферой и совместным получением эмоций, и там все это получают. На подобном эффекте основан весь шоу-бизнес.