Смотрите в Киноклубе "РГ": забытый шедевр Александра Митты "Затерянный в Сибири"

Киноклуб "РГ" представляет самый неизвестный широкой публике фильм Александра Митты - советско-британскую драму "Затерянный в Сибири". Она практически не выходила у нас на экраны, потому что в 90-е годы наше кино практически исчезло с глаз людских - всем было не до развлечений, кинотеатры за ненадобностью перепрофилировались в мебельные салоны.

Смотрите в Киноклубе "РГ": забытый шедевр Александра Митты "Затерянный в Сибири"
© Российская Газета

О фильме рассказывает его автор.

Александр Митта: "Затерянный в Сибири" - по-моему, последний фильм советской эпохи. Я его снимал в 1990-м, и за рубежом он имел серьезный успех. В Британии картину наградили как лучший фильм на иностранном языке, его номинировали на премию "Золотой глобус" в США, он попал в селекцию Каннского фестиваля и прокатился по 14 мировым фестивалям. Меня пригласили в Америку делать фильм про еврейский концлагерь в Польше, но авторы сценария не имели о предмете никакого представления. Я понял, что картина не получится и свалил домой. "Затерянного в Сибири" крутили по телеканалам многих стран. Кроме России. Здесь картину так никто и не увидел: в 90-е всем было не до кино.

Фото: kinopoisk.ru

Фильм - про сибирские концлагеря. Моя семья имела к этой теме прямое отношение: мать десять лет отсидела в Магадане и на Колыме, мужская часть семьи постреляна, отец был кандидатом на посадку: он стажировался в США, и его могли упечь за шпионаж, как тогда было принято. Но директору завода отец был ему нужен как специалист, и он его переносил из списков на посадку девятнадцать раз за два года. А потом началась война, и вся эта паранойя временно захлебнулась.

Так что тема мне близка. Кроме того, в фильме есть кусок детства моей жены, которая в десятилетнем возрасте оказалась единственной кормилицей: отец и мать тяжело болели, и она их кормила - пекла пироги и продавала их на рынке. Так что, введя в фильм девочку Лильку, я отдал дань памяти бурного детства моей жены.

Это был первый наш фильм о сибирских лагерях. Мои консультанты там сидели, и мы знали, как выглядит каждый барак, какая длина и ширина, из какого материала сделано - все это повторили очень тщательно. Официальных документов об этом пласте советской истории я не смог найти. Так что "Затерянный в Сибири", помимо всего прочего, остается еще и своего рода документом.

Герой фильма - английский археолог, которого наши спецслужбы заподозрили в шпионаже, выкрали и, обалдевшего от ужаса, засудили. Он попал в лагерь и там быстро превратился в урку. Потом задумал бежать, но попал в еще более страшное место - на Колыму. По логике он должен был там погибнуть, но по сюжету выжил - это была моя уступка зрителям.

История эта составлена из подлинных свидетельств и вобрала в себя многие типичные судьбы. В фильмы прекрасная роль у Елены Майоровой, которая, увы, вскоре погибла. У Владимира Ильина одна из лучших работ. Одну из первых своих ролей молодого поэта сыграл Евгений Миронов. И очень хорошая работа у английского актера Энтони Эндрюса. В России картина прошла только в программе фестиваля "РГ" "Дубль дв@".