Ведущая концертов раскрыла секрет успеха Госоркестра народных инструментов Татарстана

Настоящий ведущий концерта - это оратор, музыковед и артист в одном лице. Найти нужные слова, чтобы не просто дать информацию, но создать определенное настроение, это и есть настоящее искусство, помогающее слушателю войти в мир музыки.

Ведущая концертов раскрыла секрет успеха Госоркестра народных инструментов Татарстана
© Российская Газета

Наш собеседник заслуженная артистка РТ Лилия Апакова рассказала о сложности и важности профессии музыковеда.

- Лилия Ренадовна, как вы стали концертным ведущим?

Лилия Апакова: Свою первую работу в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая в отделе оперной камерной музыки я получила по рекомендации моего консерваторского педагога. Отдел в основном занимается просветительской работой среди молодежи и школьников. Концерты для такой аудитории - очень хорошая практика.

В моем дипломе записано "преподаватель, научный исследователь, лектор-музыковед", но в действительности такой профессии, как ведущий концертов, никто и нигде не обучает. И я на практике поняла, насколько сложно научить ребят слушать классическую музыку. Мне приходилось рассказывать о том, что такое оперный голос, какие бывают жанры в музыке и многое другое.

- И всему пришлось учиться на практике?

Лилия Апакова: Мне крупно повезло, поскольку я наблюдала высокопрофессиональную работу настоящих мэтров: Георгия Кантора, Светланы Захаровой и Клары Тазиевой. Каждое их выступление было как мастер-класс, на каждом концерте с их участием я училась работать.

После нескольких лет работы в отделе оперной камерной музыки Анатолий Иванович Шутиков, руководитель Государственного оркестра народных инструментов РТ, пригласил меня на детские абонементы. Это воскресные концерты, сопровождающиеся рассказами о музыке, о великих композиторах, об инструментах оркестра. Своего рода театрализованные уроки музыки.

И только потом Анатолий Иванович предложил мне работать лектором-музыковедом оркестра. В Государственном оркестре народных инструментов РТ я работаю уже 20 лет. Это было время уверенного роста. Маэстро - профессионал с большой буквы и всем своим музыкантам и сотрудникам ставит самую высокую планку.

- Расскажите о наиболее интересных концертах, в которых вам довелось принимать участие.

Лилия Апакова: Все наши концерты интересны, так как с оркестром сотрудничают выдающиеся исполнители. И это большое счастье представлять таких звезд. Для меня незабываемым стал концерт с Иосифом Кобзоном. Также к нам приезжали Елена Образцова и Зураб Соткилава.

Работая с такими людьми на сцене, конечно, нельзя просто представить артиста, ведь таких людей и без меня все знают, поэтому приходилось делать акцент на тематике концерта и представлении оркестровых номеров.

Например, Елена Образцова приезжала с программой "Очарование романса". Поэтому я рассказывала об истории русского романса, это же богатейшая сокровищница русской культуры! Романс создавался на протяжении трех веков: старинный городской, классический романс, романс Серебряного века и современный романс, ставший частью киномузыки.

Не могу не упомянуть авторский абонемент "Анатолий Шутиков представляет". На этих концертах Анатолий Иванович действительно представляет лучших из лучших. И это не только известные исполнители, маэстро открывает и новые имена. Именно он когда-то представил казанской публике великолепную молодую певицу Хиблу Герзмава - обладательницу гран-при X международного конкурса им. П.И. Чайковского.

- Что самое главное в вашей профессии?

Лилия Апакова: Моя профессия многокомпонентная. Ведущий - это музыковед и в какой-то мере журналист, ведь часто приходится и писать, и рассказывать об артисте. Конечно, на сцене нужен артистизм, дикторский талант, необходимо владеть ораторским искусством, обладать природным обаянием, и все эти компоненты необходимо сложить в один сценический образ. Добавьте к сказанному обязательную музыкальную эрудицию, и вы поймете, насколько сложна профессия.

- Давайте поговорим о концертах, которые вам довелось вести в прошлом сезоне.

Лилия Апакова: Анатолий Иванович доверил мне очень важный музыкальный проект. Это воскресный абонемент для школьников "В кругу друзей", мы его даже назвали семейным абонементом. В этот раз абонемент был посвящен истории Государственного оркестра народных инструментов РТ, и в него вошли четыре концерта.

Первый концерт, "Когда мы были молодыми", посвящен молодым годам нашего коллектива - времени создания оркестра, первых концертов. Зрители знакомились со многими интересными документами, эксклюзивными фотографиями, первыми афишами. Завершался вечер песней Александра Градского "Как молоды мы были".

Второй концерт, "Незабываемые встречи", это рассказ о лучших выступлениях оркестра разных лет, ставших значительным событием в культурной жизни республики.

Следующий концерт был посвящен гастрольной деятельности и назывался "Из дальних странствий возвратясь". Наши зрители узнали, в каких странах и городах побывал коллектив, какие награды и премии получил.

И, наконец, четвертый концерт назван "Поколение NEXT". И это был рассказ о молодом поколении музыкантов, пришедшем в оркестр. Я стала не только ведущей, но и автором сценария, режиссером и создателем видеоряда.

Также запомнилось участие нашего коллектива в фестивале "Мир, Эпоха, Имена..." - 2021. Международный фестиваль оркестров народных инструментов проходил в Ульяновске. Мы выступали в зале Ленинского мемориала и представили публике концерт солистов и ансамблей Государственного оркестра народных инструментов РТ.

- Вы как ведущая работаете только с оркестром народных инструментов?

Лилия Апакова: Оркестр для меня - родной коллектив. Параллельно успешно сотрудничаю с известными коллективами нашей республики. Это Казанский камерный оркестр La Primavera, Государственный струнный квартет РТ, Камерный оркестр "Новая музыка", Филармонический джаз-оркестр РТ. Доводилось вести концерты Государственного симфонического оркестра РТ в то время, когда им руководил Фуат Мансуров, поработала и с Александром Сладковским.

Вела и концерты приезжих коллективов. С "Виртуозами Москвы" маэстро Спивакова посчастливилось поработать трижды. Вела концерты Большого академического симфонического оркестра имени Чайковского, Сычуаньского оркестра китайских народных инструментов, Московского камерного оркестра Musica viva, Государственного ансамбля скрипачей Республики Саха "Виртуозы Якутии", Шанхайского национального оркестра.

- Что интересного ждет поклонников Государственного оркестра народных инструментов РТ в этом году?

Лилия Апакова: Для зрителей маэстро приготовил очень интересные программы. Большой праздник ожидает любителей оперетты: к нам приезжают московские солисты Максим Катырев и Юлия Гончарова. Это прекрасная творческая и супружеская пара. В программе увлекательное музыкальное путешествие по страницам оперетт и мюзиклов - "Принцесса цирка", "Веселая вдова", "Летучая мышь", "Элизабет", "Король Лев", "Вестсайдская история".

- У вас есть мечта?

Лилия Апакова: Мечта - выпустить книгу к 30-летию оркестра. Я недавно делала доклад о творческой деятельности коллектива, в котором провела анализ всего, что происходило за 30 лет, и думаю, этот доклад может стать основой будущей книги. Ее создание стало бы моей главной работой именно как музыковеда. Материала очень много. Музейные афиши, фотографии еще молодого оркестра. Хочу, чтобы в книгу вошли статьи о дирижере, наших ведущих музыкантах, о лучших проектах оркестра. В общем, обо всем, что было сделано за эти три десятилетия.