Как в кино: семь книг, достойных экранизации
Ни для кого не секрет, что экранизация дарит книге вторую жизнь, привлекает к ней внимание и дает возможность автору выйти к более широкой аудитории. Был бы так популярен "Властелин колец" Толкина, если бы не кинотрилогия Питера Джексона? Стал бы роман Кэндес Бушнелл "Секс в большом городе" культовым, если бы по нему не сняли одноименный сериал? А что было бы с "Мемуарами гейши" Артура Голдена без фильма Роба Маршалла? Специально для ТАСС шеф-редактор группы компаний "ЛитРес" Екатерина Писарева размышляет, какие книги зарубежных и отечественных авторов достойны экранизации.
Обожаю экранизации — когда я знаю первооснову, просмотр фильма превращается в увлекательный эксперимент. Иногда я не соглашаюсь с кастингом, иногда мысленно аплодирую режиссеру или сценаристу, оживившему и вытянувшему очень среднее повествование. Иногда влюбляюсь в картину, снятую по роману или рассказу, который казался мне проходным. Так случилось, например, с "Загадочной историей Бенджамина Баттона" — эта новелла Фицджеральда не просто не зацепила мое внимание в свое время, а вообще прошла незамеченной. То, как эту небольшую историю воплотил на экране Дэвид Финчер, меня восхитило — сложился идеальный тандем режиссера-постановщика, актеров, оператора и художника по костюмам. Недаром у картины было 13 номинаций на "Оскар" и множество побед.
Хорошая литературная основа, конечно, половина дела, но бездарный режиссер вполне может убить и гениальный текст. Не хочется приводить конкретные примеры — вы наверняка знаете эти ходульные сериалы по великим классическим произведениям. Хождение по мукам зрителей, не иначе.
Зато есть книги, которые настолько кинематографичны, что даже удивительно, почему по ним еще не сняли фильмы. Например, двухтомник мемуаров Ирины Одоевцевой "На берегах Невы" и "На берегах Сены" давно ждет своего часа — с каким удовольствием я бы посмотрела кино по ним. Жизнь "маленькой поэтессы с черным бантом", любимой ученицы Николая Гумилева и жены Георгия Иванова, была невероятно интересна, полна приключений и трудностей, приятных воспоминаний и горьких разочарований. Одоевцева с любопытством вглядывалась в своих современников и в сложный XX век, зеркалом которого она сама являлась.
Если говорить о современных молодых писателях, то произведения Евгении Некрасовой давно просятся на экран. Ее дебютный роман "Калечина-Малечина" уже получил сценическое воплощение и превратился в спектакль, но экранизации все еще нет. История Кати — девочки, подвергающейся школьному буллингу, могла бы быть очень актуальна для подростков, особенно в свете растущего интереса к янг-эдалт произведениям. Некрасова написала действительно хороший роман взросления, которого давно не хватало. В своих текстах писательница использует фольклорные элементы и обращается к магическому реализму — когда я читала этот ее текст, то представляла необычный фильм наподобие "Зоологии" Ивана Твердовского, где фантастическое становится частью реальной жизни.
Еще один пока не экранизированный роман — "Сезон отравленных плодов" Веры Богдановой. Это история о запретной страсти, сметающей все на своем пути: условности, страхи, возможность счастья. Герои Богдановой — дети 90-х и нулевых, впитавшие в себя все стереотипы и травмированные временем, в котором родились и жили. Роман написан очень кинематографично, фильм получился бы драматически напряженный и с возрастным цензом 18+.
Российская молодая писательница Евгения Овчинникова широкой читающей аудитории пока мало известна. Недавно ее роман "Сквозь огонь" выиграл премию для digital-авторов и чтецов "Электронная буква" в номинации "Книга года". "Сквозь огонь" тоже очень зримый текст — переработать его в киносценарий не составит большого труда. Действие романа разворачивается в двух временных плоскостях — летом 2018 года и в 1999 году, в разгар лесных пожаров в провинциальном городке в России. Главная героиня — сценаристка Саша, которая пытается узнать, при каких обстоятельствах много лет назад погибла ее подруга Вера и куда из морга пропало ее тело. Экранизация романа получилась бы динамичная, особенно в формате сериала — социально-психологический триллер о людях и окружающем мире.
Роман американской писательницы Элизабет Гилберт "Город женщин" тоже так и просится на экран. Надо сказать, что Гилберт прославила экранизация ее автобиографической книги "Есть. Молиться. Любить", в которой снялась Джулия Робертс. В центре сюжета "Города женщин" — история свободной от предрассудков героини, 19-летней Вивиан Моррис, которая любит яркие эмоции, красивые вещи и секс. Ей хочется жить легко и экспериментировать. Когда она попадает в Нью-Йорк 20-х годов, он покоряет ее своим блеском, эксцентричностью и вседозволенностью. Вивиан учится любить, дружить, справляться с трудностями и не сдаваться. Когда начинается Вторая мировая война, героиня не теряет оптимизма и преодолевает испытания. Если кто-то из голливудских режиссеров возьмется делать экранизацию, уверена, фильм получится захватывающий и очень жизнеутверждающий.
Еще с момента выхода из печати этой злой и талантливой книги я жду экранизацию. Я говорю о психологическом триллере "Рюрик" писательницы, лауреатки премии "Нацбест" Анны Козловой. Этот текст — практически литературный сценарий, перевести его в американскую запись (по ней работают режиссеры и съемочная группа) не составило бы особого труда. К тому же Козлова — профессиональная сценаристка, в ее портфеле работа с Валерией Гай Германикой ("Краткий курс счастливой жизни") и несколько сериалов на Первом канале. Сюжет "Рюрика" прост: 16-летняя Даша сбегает из школы-интерната, чтобы начать новую жизнь. По пути ей встречаются разные люди, а из ее исчезновения делают общественный скандал. Но получится ли у девочки скрыться… в первую очередь от самой себя? Из романа мог бы получиться философско-психологический триллер, роуд-муви, в котором главная роль была бы отведена зрителю.
А для тех, кто любит фильмы с фантастическими элементами, антиутопии и альтернативные реальности, я бы экранизировала книгу белорусской писательницы Татьяны Замировской "Смерти.net". По сюжету в апокалиптическом мире будущего смерть отменена, а люди могут "копироваться" при жизни — цифровой дубликат будет жить, даже если владелец внезапно погибнет в теракте или просто умрет от сердечного приступа. Главная героиня романа пытается выяснить тайну своей гибели и попутно рассказывает об устройстве этой странной вселенной, где все эфемерно и необычно. Фильм или сериал получился бы атмосферный и многослойный, с бездной смыслов, в которых интересно было бы разобраться.