«За полчаса до весны», «Король и шут», «Актрисы»: самые громкие новинки отечественных сериалов
Многосерийные проекты онлайн-платформ увлекают и простых зрителей, и кинокритиков. Обозреватели «Вечерней Москвы» рассказывают про громкие весенние новинки отечественных сериалов. Ждем выхода биографической киносаги «За полчаса до весны» про руководителя «Песняров» Владимира Мулявина. Рассматриваем детально ленту про группу «Король и Шут», наблюдаем за нелегкой закулисной жизнью персонажей сериала «Актрисы» и выявляем тенденции детективных сериалов.
Историю «белорусских битлов» впервые осмыслили на экране
Сериал о жизни и судьбе Владимира Мулявина, легендарного музыканта и основателя группы «Песняры», зрители ждут со дня на день. Проект уже называют киносагой.
Возможно, именно этот сериал будет по итогам года претендовать на звание самого значимого в ментальном смысле: в основе его лежат фактически документальные данные. Ну и само слово «Песняры» для помнящего СССР человека — слаще меда. Только произнеси, и зазвучит в памяти «Вологда», «Белоруссия» или «Беловежская пуща» — по иронии судьбы, ставшая символом финала жизни единой когда-то Страны Советов.
Море музыки, события личные и общественные, творчество, переживания, успехи, падения — за девять серий фильма «За полчаса до весны» режиссеры проекта Степан Коршунов, Оксана Барковская и Кирилл Папакуль расскажут нам историю жизни легендарного музыканта Владимира Мулявина. Сыграть его в разных возрастах доверили трем актерам — Артему Волобуеву, Глебу Калюжному и Даниилу Васильеву. Первую жену Мулявина, артистку Лидию Кармальскую, также сыграли две актрисы, две Анны — Банщикова и Демидова.
Сериал уже называют киносагой. Она охватывает три десятилетия и показывает несколько этапов становления героя: все начинается с его первого знакомства с музыкой и неуверенных аккордов на отцовской гитаре в 1950-х, затем, в 1960-х, приходит время армии, первой любви и поиска единомышленников, а в 1970-х — большой успех и философские переживания по поводу своего предназначения, присущие творцам.
Для многих, возможно, это будет изумлением, но Мулявин родился в Свердловске и белорусом не был. Тем не менее в историю он вошел как руководитель легендарного ансамбля «Песняры», в основе стиля которого лежал белорусский фольклор. Размышляя об этом, автор идеи и сценария, генпродюсер и сооснователь онлайн-кинотеатра START Алексей Троцюк говорил:
От любви до мистики: названы самые ожидаемые российские сериалы 2023 года
— Я сам белорус и могу сказать, что уникальность белорусской земли в том, что если ты приезжаешь с открытым сердцем, любишь эту землю и традиции, то можешь стать не просто своим, а символом этой земли. И неважно, откуда ты. В этом уникальный пример и история Владимира Георгиевича Мулявина.
Исследователи говорят, что появившийся на свет в 1941 году Владимир Мулявин всю жизнь искал ту гармонию, которая через музыку исцелила бы раненые войной души. Наверное, это так. И безусловный факт: «Песняры» завораживали и удивительной мелодичностью, и аутентичностью, и мощью аранжировок.
В их песнях было много света и лиризма, а высочайший исполнительский уровень, и редкие по красоте голоса делали коллектив бравых белорусских парней уникальным. В сериале все это будет в избытке. Без дани времени не обошлось, но постельная сцена выглядит как вставной зуб и быстро забудется в силу очевидной своей ненужности.
Отдельная тема в сериале — история создания одной из первых в СССР рок-опер — «Песни о доле». Невзирая на жесткие запреты со стороны партруководства и консервативность самой эпохи, «Песняры» смогли поставить христианскую оперу-притчу на стихи Янки Купалы. Увы, видеозаписи оперы не сохранились, но создатели сериала сделали невозможное: собрали по крохам всю документалистику и максимально правдоподобно воссоздали оперу.
Сериал — общий проект START, Первого канала и Первой КиноВидеоКомпании Республики Беларусь. Активное участие в подготовке картины приняла дочь Владимира Мулявина — Марина. Она же отмечала просто поразительное сходство Мулявина и Волобуева. Поразит оно и обычных зрителей, не сомневайтесь. Ну и взрыв ностальгии вам будет обеспечен, в этом точно можно не сомневаться.
Почему киносборы в 2023 году оказались выше, чем до пандемии
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Козырев, директор — художественный руководитель Государственного ансамбля «Песняры»:
— Конечно, мы обсуждаем это событие — выход сериала. Безусловно, очень важно и хорошо, что создали такой фильм, что прикоснулись к нашей музыкальной истории. Даже на этапе съемок это уже имело большой резонанс в нашей стране. Думаю, главное, что через судьбу и на примере Владимира Мулявина еще лучше можно понять, как тесно связаны народы России и Беларуси и как много «Песняры» привнесли в культуру и историю наших стран.
Главные сказочники российской панк-сцены
Сериал «Король и Шут» режиссера Рустама Мосафира, который вышел на российской платформе «Кинопоиск», стал одной из самых ярких и обсуждаемых премьер весны.
Актеры и создатели проекта в многочисленных интервью утверждают, что не ставили перед собой цели снять биографическую картину. Однако едва ли мы ошибемся, если предположим, что большинство фанатов группы «Король и Шут», на чьих песнях выросло целое поколение, ждали от премьеры именно рассказа о том, «как это было». Вместо байопика получилось нечто фэнтезийное.
«Панк-сказка»: каким получился сериал «Король и Шут» и кому нужно его посмотреть
С первой же серии на зрителя обрушиваются интермедии, в которых Князь (Влад Коноплев) и Горшок (Константин Плотников) будто попадают в мир своих песен — к ведьмам, упырям и прочим неприятным личностям. И в одной из первых сцен к Горшку является злой гений Шут (Евгений Ткачук), который уговаривает его «прыгнуть со скалы». Угадываются параллели с «Живым трупом» Льва Толстого, где главного героя Федю Протасова злобный гений настойчиво призывал застрелиться.
Удачный ли это ход? Разумеется, кому-то он понравится. Но есть некоторые фанаты, которые приняли такие сюжетные отступления в штыки. Что нормально, так как не стоит настроения фанатов использовать как камертон, ведь они часто гиперкритичны.
Итак, зрителям показывают лихую панковскую жизнь двух питерских парней, решивших собрать свою группу и заодно научиться играть на музыкальных инструментах. На экране в основном две линии: парни отжигают на сцене и парни в жизни делают все то, что категорически не рекомендуется повторять. Смотреть на это весело, услышать любимые песни приятно, но... Все-таки есть свои «но».
— Я участвовал в создании сериала и даже снялся в одном из эпизодов, — делится младший брат Михаила Горшка Горшенева Алексей, лидер группы «Кукрыниксы». — Мне кажется, что создателям сериала не хватило психологизма в изображении Михаила. Лично мне не хватало глубины в его образе. Если бы я делал такой сериал, я бы больше снял сцен в стиле Тарковского. А тут получилось неплохо, но это просто история двух веселых парней.
Горшок, которого играет молодой артист Константин Плотников, доминирует в кадре. Он говорит, действует, шутит, хулиганит больше, чем все остальные герои вместе взятые. Вероятно, таким образом здесь отображают образ позднесоветского панка. Что-то у них получилось, но все же панк — это не просто молодой человек с бутылкой в руке. Чего не хватило сериальному Горшку, возможно, объяснит скрипачка группы «Король и Шут» Мария Нефедова.
— Михаил был очень музыкальным человеком. Безусловно, это талант, — вспоминает Нефедова. — Несмотря на его панковский образ жизни, по которому он известен большинству фанатов, это был очень добрый и отзывчивый человек.
Исполняющий роль Андрея Князя Князева Влад Коноплев на экране предстает «хорошим парнем». Он почти и не буянит. Это тот панк, которого не стыдно показать маме: голова мытая, куртка кожаная, но приличная.
Неожиданно удался образ генерального продюсера «Нашего радио» того периода Михаила Козырева (Валерий Ушаков), благодаря которому «Король и Шут» приобрели всероссийскую славу, и теперь о них снимается сериал. Трудно представить себе более противоречивую фигуру в истории музыкального явления, которое принято называть «русским роком». Но создатели сериала, кажется, обошлись здесь без лишнего сарказма и карикатурности, хотя и не без юмора.
В общем, сериал получился панк-сказкой. Можно назвать его и мегаклипом на песни «Короля и Шута». Такое кино неплохо смотреть в семейном кругу со взрослыми детьми, чтобы показать им, что слушали родители в юности.
«Связь поколений»: экс-участник «Короля и Шута» назвал сериал о группе максимально честным
КСТАТИ
Эпизод в сериале, когда Михаил «Горшок» Горшенев пробует удержаться на турнике зубами и лишается нескольких на верхней челюсти, — история реальная. Именно так появились легендарный жутковатый облик вокалиста группы и его специфическая манера произношения. Как настоящий панк, Горшенев решил превратить недостаток в достоинство и не стал вставлять импланты. Некоторые особенно преданные фанаты, чтобы походить на своего кумира, тоже решались на удаление передних зубов.
Закулисные события раскрывают жизнь артистов с неизвестной стороны
30 марта сериал режиссера Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой «Актрисы» начал выходить на онлайн-платформах Wink и «Кинопоиск».
Создатели этого многосерийного проекта — и режиссер, и автор сценария — сами успешные артисты. К кино про театр, вернее про реальную жизнь тех, кто играет спектакли, они решили подойти по-театральному. Разбили проект на три акта-блока: действие первых трех серий разворачивается в 2014 году, следующих — в 2017-м и заключительных четырех серий — в 2020 году. В каждом блоке усилили свой цвет — охру, зеленый, красный. В конце каждой серии дают музыкальнопластический номер, подходящий под атмосферу рассказанной в ней истории. События, которые происходят в собирательном «Главном драматическом театре», снимали в МХТ имени Чехова и Доме актера на Арбате, а также в кинотеатре «Художественный».
— Моя героиня — актриса, проходит в этой истории несколько кругов ада... — делится Светлана Ходченкова. — Такое нельзя пропустить. И потому, что все мы любим подглядывать в щелочку, и потому, что многим будет интересно узнать, как на самом деле складывается жизнь актеров по ту сторону кадра.
Ходченкова играет Полину, актрису, которая ушла из профессии в церковный хор, но позже ее ждет возвращение и испытание славой. А вот у героя Сергея Гилева, кажется, все совсем наоборот.
— Степан — актер, известный с детства. Ему, как и мне, 40 с лишним лет. И до сих пор он был в порядке. Но все заканчивается, и мы наблюдаем как раз этот момент, — рассуждает о своем персонаже Сергей Гилев. — Он к такому точно не готовился и в итоге растерялся. Да, это история человека, который растерялся.
В сериале «Актрисы» показывают, какую цену приходится платить творческим людям за успех. Как они проходят пробы, каково выбиться из массовки на главную роль, что чувствует человек, который мечется между служением таланту и желанием зарабатывать большие деньги, с какими эмоциями связан чужой успех и собственные провалы или достижения — это и многое другое выставляют на обозрение. Звезды тут предстают простыми людьми, чья жизнь наполнена ограничениями, желанием нравиться, необходимостью притворяться, работой с самооценкой, одинокими вечерами и шумными днями, слезами на пустом балконе и вырезками из газет на стенах поклонников.
Многосерийный проект «Актрисы» показывает обратную сторону медали звездной жизни, в которой ценность настоящего острее проявляется на фоне искусственного. Негласная завеса тайны, накинутая на создателей фильмов и спектаклей, приподнимается не с целью обнажить скандальные подробности, но чтобы заглянуть в глубину переживаний тех, кто выходит на сцену и на съемочную площадку, кому рукоплещут и кого обсуждают.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Паулина Андреева, автор сценария:
— После выхода «Психа» мне позвонил Валерий Петрович Тодоровский и предложил поработать вместе. Идея фильма об актерском мире была настолько на поверхности, что начинать ее разрабатывать было страшно. На мой взгляд, исследование деформаций, желаний, страхов в «Актрисах» оказалось шире, чем история только о людях этой профессии. В сериале три акта: 2014, 2017, 2020 годы — и благодаря такой структуре изменение контекста, в котором живут одни и те же герои, становится очевиднее и шире, взлеты и падения — ярче.