"Мой Рахманинов". Денис Мацуев, Владимир Тропп и Владимир Овчинников - о чувстве родины знаменитого композитора

Вероятно, одним из самых значимых событий в праздновании 150-летия со дня рождения Рахманинова стали конкурсы его имени - Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров, прошедший в Москве летом 2022 года и Международный юношеский конкурс пианистов на родине композитора в Великом Новгороде, завершившийся 26 марта. Художественный руководитель обоих конкурсов - Денис Мацуев.

"Мой Рахманинов". Денис Мацуев, Владимир Тропп и Владимир Овчинников - о чувстве родины знаменитого композитора
© Российская Газета

Без музыки Рахманинова невозможно представить себе ни репертуар пианиста, ни репертуар дирижера. И исполняемая молодым поколением музыкантов разных национальностей, она звучит с необыкновенной энергией, свежестью и проходя через сердце исполнителя, прежде, чем попасть в пальцы, несет слушателям столь необходимые сегодня эмоции человечности, добра, любви, а также любви к России, которой наполнена музыка великого композитора.

Ко дню рождения композитора выдающиеся музыканты - члены жюри конкурса поделились своими мыслями о Рахманинове.

Денис Мацуев, народный артист России:

- Юношеский конкурс попал в десятку, что может быть символичнее - в канун 150-летия великого русского гения - Сергея Рахманинова, его музыку играют молодые таланты. На закрытии конкурса я играл Четвертый концерт Рахманинова, менее популярный среди остальных, он мне очень дорог, я играю его относительно недавно. Этот концерт композитор написал уже после отъезда из России, а последняя редакция, которую я исполняю, сделана в 1941-м, за два года до смерти. Музыка почти потусторонняя, есть какие-то джазовые мотивы. Каждое произведение, написанное вне родины, пропитано каким-то необычайном чувством ностальгии, он очень скучал по Новгороду, по Ивановке, - по своей родине.

Владимир Тропп, профессор Академии им. Гнесиных и Московской консерватории, вице-президент Рахманиновского общества в Москве:

- Рахманинов - очень многое значит для России, он - дитя России, ее музыкальный гений, и ее музыкальный "глагол", если так можно выразиться. В своем творчестве - в романсах, концертах, симфониях он выразил свое время и все порывы, трагедии, надежды своей страны. Он вместе с Россией пережил все ее беды. И даже уехав из страны, - что было против его желания, но его имение сожгли, рояль сбросили из окна, он вынужден был уехать, чтобы работать - он всегда был вместе со своей родиной. И он все время собирался вернуться. Только перед самой смертью, когда уже понял, что не сможет вернуться и умереть на родине, за полтора месяца до смерти он принял американское гражданство, чтобы обеспечить семье возможность пользоваться авторскими правами.

По воспоминаниям министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко, который в начале 1940-х годов был советником полномочного представительства (посольства) СССР в США, Рахманинов не раз приходил в посольство и просил вернуть его на родину как можно скорее. Но шла война, это было совершенно невозможно.

Он устраивал концерты и переводил деньги на нужны советской армии, госпиталей, всегда помнил и заботился о своей родине. Сердце его всегда было в России, все сочинения были обращены к ней, в Новгороде оставалась его мать, и он ежемесячно посылал ей деньги. Это единственное, чем он мог ей помочь.

Чем больше Рахманинов звучит - тем лучше, добрее мир.

Владимир Овчинников, народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и заведующий кафедрой фортепиано в РАМ им. Гнесиных:

- Рахманинова играть совсем не просто. Даже его ранние, студенческие сочинения уже представляет огромные трудности. Но мы воспитаны на этой музыке, и в ней есть та "русскость", интонационный код, который воспринимаешь и понимаешь, как что-то свое и знакомое с рождения, в каком-то смысле глубоко личное.

Для меня музыка Рахманинова является слепком его общечеловеческого облика. Это очень важно. Читая о нем, воспоминания, его письма, я стал ценить его как человека не меньше, если не больше, чем музыканта, исполнителя, композитора.

Я хочу сказать о высочайшем уровне его человечности, честности по отношению ко всем и всему, принципиальности, для меня это эталон, идеал человека, русского человека, который к сожалению, терял не только дома, но - Родину, и при этом всегда оставался русским. Это отношение к своей стране, которое сейчас начинает актуализироваться в нашем современном мире, эти понятия - патриотизм, родина, чувство родины, перестают быть дежурными словами, и это имеет огромное значение. А у Рахманинова это слышно и живо в каждой ноте.

Виктор Ересько, заслуженный артист России (первым исполнил и записал все фортепианные сочинения Сергея Рахманинова):

- Это было к 100-летию со дня рождения композитора в 1973 году: я исполнил все фортепианные сольные сочинения Рахманинова, а спустя пять лет - все его фортепианные концерты. Так случилось, что я был первый. Для меня это было странно, но в то время играли далеко не все его произведения, они становились популярными у публики, любимыми исполнителями, и образовался ограниченный набор востребованных сочинений. И даже выдающиеся музыканты не испытывали необходимости, острого любопытства сыграть то, что становилось почти предано забвению. Дать монографическую программу только из сочинений Рахманинова было практически невозможно. Казалось слишком серьезным.

С тех пор прошло несколько десятилетий и Рахманинова играют всюду. Пришло время Рахманинова! И то, что сейчас сделал наш замечательный Денис Мацуев - целых два конкурса раньше было немыслимо, и это настоящий подарок нашему великому композитору. Что такое Рахманинов для пианиста? - это адская работа. Технически исполнить ее сегодня есть возможность и у молодых пианистов, они очень оснащены, а вот передать ее трудно. Там должна проснуться душа - ожить и запеть, для этого в каждую ноту надо вслушаться, пропустить через свою душу.

К сожалению, мало, кто слышит, что музыка Рахманинова (и в этом ее огромная сложность) - глубоко полифонична, как русские народные многоголосные песни. Это не просто мелодия и аккомпанемент - мелодия пронизывает все слои фактуры внутри, все голоса. А басы создают основу вертикали музыкальной архитектуры, и эту вертикаль наполняет колокольность, которая всегда разная. Совершенно гениальная музыка.

Кстати

Четвертый концерт в исполнении Дениса Мацуева и российского национального молодежного оркестра под управлением Валерия Гергиева прозвучит 2 апреля в Большом концертном зале им. Чайковского в Москве в рамках цикла "Рахманинов. 150 лет со дня рождения. Все фортепианные концерты".