Нижегородский театр драмы встречает весну экспериментом
Столичные театроведы, недавно критиковавшие Нижний за отсутствие современной драматургии, явно были бы удовлетворены. Cпектакль «Саша, привет!» (18+) поставлен по написанному в 2021 году роману лауреата «Ясной Поляны» Дмитрия Данилова. И до Нижнего превратить этот роман в постановку решились только в Театре наций. Нижегородская премьера вызвала не меньше разнополярных мнений, чем столичная. Но обо всём по порядку. Дивный новый мир Роман Данилова всколыхнул литературный мир. Одни называют его антиутопией, другие – гениальным абсурдистским предвидением, третьи – Оруэллом для бедных. Это роман о смертной казни, в котором есть аллюзии на «Приглашение на казнь» Набокова, «Последний день приговорённого к смерти» Гюго, «Размышления о гильотине» Камю, «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева и другие произведения, так или иначе затрагивающие тему смертной казни. Главный герой этой истории – филолог Серёжа. Он живёт в гуманном обществе недалёкого будущего, где только два смертных греха – финансовые махинации и секс с несовершеннолетней по согласию. Его приговаривают к казни за связь с 20-летней студенткой (по законам общества будущего совершеннолетие наступает в 21 год). И вот герой попадает в «Комбинат», где приговорённым создают комфортные условия для жизни вплоть до момента расстрела, дата которого неизвестна никому. Он может состояться завтра, послезавтра, а может и лет через 30 или 40. Но каждый день в час прогулки может прозвучать пулемётная очередь в спину. Автоматический пулемёт, который приводит приговор в исполнение, сотрудники и называют между собой «Сашей». О том, что переживает человек в ожидании смерти, и рассказывает роман, а за ним и спектакль. Один против всех Главного героя сыграл Юрий Котов. По сути, спектакль стал его бенефисом и подарком поклонникам актёра, которые недавно поздравляли его с юбилеем. Режиссёр Анатолий Праудин признался, что проблем с выбором у него не было. «Я просто услышал его голос!». Котов подарил своему герою интеллигентность, светскость, честность и правдивость, и всё это мгновенно отзывается в сердцах зрителей, вместе с героем проживающих смертоносное привыкание к несвободе. Это дамоклов меч и ожидание смерти, которое хуже самой смерти, особенно когда самые близкие люди уже смирились с твоим уходом. Сыгравшая жену героя Ольга Берегова и Тамара Кириллова в роли матери очень чётко показывают эти чувства – переход от отчаяния к равнодушию и принятию. Ещё не расстреляли? Странно, ну, значит, позже… И очень трогают диалоги главного героя и священника отца Павла, которого сыграл Сергей Блохин. Их исповедь друг перед другом настолько искренна, что веришь каждому слову. И понимаешь всю нелепость и трагичность ситуации. Но не будем раскрывать сюжет. Сценограф спектакля Борис Шлямин всё действие перенёс в странную атмосферу то ли пустого бассейна, то ли дурдома, то ли элитной тюрьмы. Есть тут и металлическая лестница, по которой можно сбежать. Но на самом деле выхода нет – вернуться придётся. И за это даже нет наказания, ведь стремление к свободе государство признаёт и одобряет. Сине-голубой цвет стен иногда сменяется ярким безумием босховского сада земных наслаждений. Но его абсурдность ничуть не меньше, чем у этой весёленькой ямы для приговорённого изгоя. И вот уже Серёжа из пылкого, мыслящего, непокорного и творческого профессора превращается в человека, смирившегося с собственным исчезновением. Автора романа увиденное вполне удовлетворило, и это говорит о многом. Видели видео Больше всего вопросов вызывает видео в спектакле. Все важнейшие диалоги главный герой ведёт с собеседником, которого зритель видит на стене – экране. Да, это даёт возможность в малейших подробностях рассмотреть эмоции героев, но реализована эта идея, которую сегодня так часто берут на вооружение режиссёры, не в лучшем виде. Во-первых, на этом построен весь спектакль. «Я вообще-то в театр пришёл, зачем мне кино?» – вопрошал в антракте суровый мужчина. Многие зрители просто не поняли, что часть показанного на экране идёт в записи, а часть актёры разыгрывают в этот самый момент, здесь и сейчас. Несколько лет назад в ТЮЗе молодой и, к сожалению, уже ушедший из жизни режиссёр Илья Ротенберг использовал этот же приём в спектакле «Васса». Но у него актёры были на сцене, и когда зритель с разных ракурсов видел крупные планы диалога героев на окружающих сцену экранах, он сопоставлял происходящее на сцене и увиденное на экране. В этот же раз сложнейшая работа Николая Смирнова, который в видеотрансляции совмещал для зрителя то, что происходит за стеной, с происходящим на сцене, многими так и не была понята и оценена. Да и Юрию Котову беседовать с экранами было непросто, хотя он умудряется делать это ярко, талантливо и честно. Впрочем, автору романа Дмитрию Данилову, который приехал в Нижний Новгород на премьеру, ход с экранами понравился. По его мнению, он создаёт новый объём и удивительный эффект разных реальностей. Теперь оценить этот театральный эксперимент предстоит зрителям.