Найдут ли приют на Вологодчине удивительные половики-картины Евдокии Пановой?

Без сомнения - Евдокия Васильевна Панова, крестьянка из Шекснинского района Вологодской области, была великой художницей. У нее не было красок и кистей, чтобы перенести свою любовь к родине на холсты и бумагу. Она написала историю своей деревни на деревянных кроснах- крестьянском ткацком станке.

Найдут ли приют на Вологодчине удивительные половики-картины Евдокии Пановой?
© Российская Газета

Если ехать федеральной трассой из Вологды на Череповец, то нужно повернуть на Чебсарских крестах проселочной дорогой налево, и через несколько лесных километров вы окажетесь перед укромно стоящей на холме маленькой ладной деревенькой. Сегодня живут в ней преимущественно городские дачники, и мало кто из них знает историю живших здесь в прошлом столетии крестьян.

Нокшино - так называется эта деревня. Земли вокруг неё были настолько плодородными, что места эти называли Украиной, а крестьяне ни в чем не ведали нужды. Трудились истово, любились, справляли свадьбы, пестовали детей. Евдокия, родившаяся в 1906 году, успела порадоваться деревенской жизни: любила сенокос, жатву, клюкву на болоте, купание в речке Угле, беседы с прялками осенними вечерами, и даже вышла замуж, достигнув возраста, за деревенского паренька Петрушу.

За работой. Такой ткацкий станок в старину стоял в каждой избе.

В деревне было четырнадцать единоличных хозяйств. В тридцатых годах, с началом коллективизации, тринадцать были раскулачены. Руководил разорением хозяин четырнадцатого, самого непутевого. И столько было в этом несправедливого, что напарник его, учитель, присланный партией на укрепление, не выдержал и повесился на гумне.

Такой ткацкий станок в старину стоял в каждой избе.

Жестокая, непроходящая обида накрыла всю дальнейшую жизнь Дуни Пановой.

Расставались с милым мыВ это воскресеньице...Ему назначено в колхоз,Мне на выселеньице.

Это была последняя на многие годы песня, которая запомнилась любительнице петь Евдокии Васильевне Пановой.

Пятьдесят лет не пелись у нее песни. И дом построили с Петром, пришедшим с войны, и четырех деток вырастили в нем, и все под грузом той давней обиды. И только в восьмидесятых словно росток пробился из-под асфальта - запела она, как бывало в юности. А вместо простых половиков, нехитрого ремесла, с кросен ее стали выходить чудесные картины, в которых Евдокия Васильевна поведала миру историю своей деревни Нокшино: с гуляниями, свадьбами, посиделками, плясками и драмою раскулачивания.

А еще вышли из ее кросен картины - храмы, сельские виды, любимый Пушкин с Натальей Гончаровой, сама художница с молодым супругом...

Я бывал в ее доме не раз. И каждый раз поражался способности Евдокии Васильевны без эскизов, прямо на кроснах, набирать из тряпочек, настриженных из старых, пришедших в негодность носильных вещей, такие чудесные картины яркой деревенской жизни.

Ее первый гобелен - портрет Пушкина.

Однажды застал ее перед вытканным портретом Александра Сергеевича. Она была в некотором смущении.

- Наверное, я нагрешила с Пушкиным-то? - сказала бабушка.

- Как ты могла нагрешить? - удивился я.- Да еще с Пушкиным.

- А пошла в поликмахерскую и набрала там черного волосья и воткала ему в голову. Все не получался, а тут, погляди-ко, вылитый...

Скоро слава о самодеятельной художнице Пановой разнеслась и по городам. К Евдокии Васильевне поехали музейные работники из Вологды и Череповца, частные коллекционеры крестьянского ремесла - скупать ее работы. Она не знала цены своих трудов.

В 1996 году в возрасте девяноста лет Евдокии Васильевны не стало. Похоронили ее в любимой деревне Нокшино среди родных могилок.

Раскулачивание. Эта картина Евдокии Пановой посвящена трагедии русской деревни. У нее не было холста, красок и кистей, не было возможности описать те события в романе, снять кино – она была простой крестьянкой, и она рассказала об этой трагедии в половике.

Традицию создания половиков-картин пытались продолжить ее дочь Галина, другие мастерицы из Череповца, Вологды, Харовска. Хорошие половики получались, красивые, крепкие, а картины не выходили...

Общее наследие Пановой в музеях Череповца, Вологды, в частном владении - около ста работ. Небольшая коллекция сохранилась в поселке Шексна, в центре традиционной культуры, с потолка которого протекает дождь. А дом Евдокии Васильевны на въезде в рабочий поселок Чебсара, большой, светлый, остался без хозяина, и стал разрушаться...

Надо бы не пожалеть денег и собрать в едином месте уникальные труды крестьянки Пановой. Шедевры, которые оценил бы знаменитый Пиросмани...

Наследие Евдокии Пановой.

Наследие Евдокии Пановой.

Наследие Евдокии Пановой.

"Родина" адресует предложение писателя Анатолия Ехалова губернатору Вологодской области Олегу Александровичу Кувшинникову.