Музыкальный "глагол": выдающиеся музыканты рассказали, в чем тайна обаяния Сергея Рахманинова
Юбилей Рахманинова - композитора, без которого сегодня невозможно представить себе репертуар уважающего себя пианиста или дирижера, - стал поводом для необыкновенного музыкального марафона, идущего по миру. Первого апреля маэстро Валерий Гергиев в Концертном зале им. Чайковского вместе с оркестром Мариинки и лауреатом первого Рахманиновского конкурса Иваном Бессоновым дал старт марафону. Накануне под руководством Дениса Мацуева в Новгороде завершился международный Рахманиновский конкурс юных исполнителей. Скоро откроется Пасхальный фестиваль, и в его афише тоже будет Рахманинов. Не только в Москве - в афишах концертных залов непременно то же имя...
"Во многих странах прошли концерты, мастер-классы и другие события в рамках юбилея, - рассказала на пресс-конференции министр культуры РФ Ольга Любимова. - Хочу отметить, что хештег #Рахманинов150 объединил семь миллионов человек по всему миру. И это не только музыканты, коллективы, музеи, библиотеки, театры, филармонии, дома культуры, онлайн-ресурсы, но и блогерская среда, что очень важно".
Выдающиеся музыканты рассказали "РГ", в чем тайна обаяния Сергея Рахманинова.
Владимир Тропп, профессор Академии им. Гнесиных и Московской консерватории, вице-президент московского Рахманиновского общества:
- Рахманинов - дитя России, ее музыкальный "глагол", в своих романсах, концертах, симфониях он выразил свое время и все надежды и боли своей России. Даже уехав из страны, - что было против его желания, но его имение сожгли, рояль сбросили из окна, он вынужден был уехать, чтобы работать, - он всегда был вместе со своей родиной. И все время собирался вернуться. Только перед самой смертью, уже поняв, что не успеет вернуться на родину, за полтора месяца до смерти он принял американское гражданство, чтобы обеспечить семье возможность пользоваться авторскими правами.
Выдающиеся музыканты рассказали, в чем тайна обаяния Сергея Рахманинова
По воспоминаниям министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко, который в начале 1940-х годов был советником советского посольства в США, Рахманинов не раз приходил в посольство и просил вернуть его на родину как можно скорее. Но шла война, это было совершенно невозможно. Он устраивал концерты и переводил деньги на нужды Советской армии, госпиталей, всегда помнил и заботился о своей родине".
Владимир Овчинников, народный артист, профессор Московской консерватории и завкафедрой фортепиано в Гнесинке:
- Рахманинова играть совсем не просто. Даже его ранние, студенческие сочинения уже представляют огромные трудности.
Но мы воспитаны на этой музыке, и в ней есть та "русскость", интонационный код, который воспринимаешь и понимаешь как что-то свое и знакомое с рождения, в каком-то смысле глубоко личное.
Для меня музыка Рахманинова является слепком его общечеловеческого облика. Читая воспоминания о нем, его письма, я стал ценить его как человека не меньше, чем как музыканта, исполнителя, композитора.
Я хочу сказать о высочайшем уровне его честности по отношению ко всем и всему. Для меня это эталон, идеал человека, русского человека, который, к сожалению, терял не только дома, но - Родину, и при этом всегда оставался русским.
Это отношение к своей стране, которое сейчас начинает актуализироваться в нашем современном мире, эти понятия - патриотизм, родина, чувство родины - перестают быть дежурными словами, и это имеет огромное значение. А у Рахманинова это слышно и живо в каждой ноте".
Виктор Ересько, заслуженный артист, первым исполнивший и записавший все фортепианные сочинения Рахманинова:
- К 100-летию со дня рождения композитора, в 1973 году, я исполнил все фортепианные сольные сочинения Рахманинова, а спустя пять лет - все его фортепианные концерты. Так случилось, что я был первый.
Прошло несколько десятилетий - и Рахманинова играют всюду. Пришло его время! И то, что Денис Мацуев сделал целых два Рахманиновских конкурса - это настоящий подарок для всех.
Что такое Рахманинов для пианиста? Технически исполнить его могут и молодые пианисты, они очень оснащены, - но там должна проснуться душа, в каждую ноту надо вслушаться. Мало кто слышит, что музыка Рахманинова (и в этом ее огромная сложность) - глубоко полифонична, как русские народные многоголосные песни. Это не просто мелодия и аккомпанемент - мелодия пронизывает все слои фактуры внутри, все голоса. А басы создают основу вертикали музыкальной архитектуры, и эту вертикаль наполняет колокольность, которая всегда разная. Совершенно гениальная музыка.
Денис Мацуев, народный артист России:
- На закрытии юношеского Рахманиновского конкурса я сыграл Четвертый концерт Рахманинова, менее популярный среди остальных. Он мне очень дорог, я играю его относительно недавно. Этот концерт композитор написал уже после отъезда из России, а последняя редакция, которую я исполняю, сделана в 1941-м, за два года до смерти. Музыка почти потусторонняя, есть какие-то джазовые мотивы. Каждое произведение, написанное вне родины, пропитано каким-то необычайном чувством ностальгии по своей родине.