Войти в почту

Станислав Любшин встречает девяностолетие, готовя премьеру спектакля по Куприну в МХТ и снимаясь в фильме по Астафьеву

Девяностолетие Станислав Любшин встречает, готовя премьеру спектакля по Куприну в МХТ и снимаясь в фильме по Астафьеву. Главный нерв его нового мхатовского героя - пожилого знаменитейшего актера времен Гиляровского - он казнит себя за то, что в жизни так мало сделал. Театральный сюжет - не про реальную жизнь Любшина: более ста сыгранных ролей в кино, более тридцати главных ролей в спектаклях, более сорока лет службы в Московском Художественном театре. И режим предъюбилейных дней: гастроли в Санкт-Петербурге, мастер-классы, репетиции, съемки, спектакли...

Станислав Любшин встречает девяностолетие, готовя премьеру спектакля по Куприну в МХТ и снимаясь в фильме по Астафьеву
© Российская Газета

Накануне события в интервью Станислава Любшина "РГ" - несколько настроений вслух на тему вечных вопросов: зачем жить, кого любить, во что верить. И как создать новую роль!

Идеальная мизансцена

- Каждый в театре свой путь находит. Играли мы с Олегом Ефремовым и Иннокентием Смоктуновским трех композиторов: Генделя, Баха и Шмидта. И у Генделя была фраза: я выхожу на публику, и, прежде чем взмахну рукой, думаю: эта публика сожрет меня или нет? Я должен так ее взять! И как только я делаю первое движение, - чувствую, она моя... Актерская профессия уникальная. Но работать "над собой" столько надо!..

Русский театр всегда славился как театр переживания и перевоплощения. Самый идеальный спектакль: два актера, мужчина и женщина, полчаса смотрят в глаза друг другу, ничего не говоря, а зал при этом - рыдает... Это театр добра, чистоты, боли, веры во все самое светлое, самое прекрасное. Почему актеры тех поколений были богами - они потрясали. Если бог им давал такие возможности проникновения в характеры, тогда возникало подлинное искусство. Когда на сцене жизнь, это сразу захватывает человека. А когда формально играют, технически здорово - можно размышлять, можно думать... Да, и такое искусство может быть, но в душу попадает то, которое меняет жизнь.

Кому сейчас верю? Верю Чехову, который обещал, что жизнь через какое-то время станет невообразимо прекрасной. И мы должны это предчувствовать, стремиться к ней. Для этого мы и работаем в театре.

Что касается юбилея... Лучше бы никто не знал про меня, а самое главное, чтобы я не знал, сколько мне там лет. Лучше забыть про этот рубеж, куда-то уехать, но, конечно, с самым дорогим тебе человеком - женой. Но так получилось, что каждый день я должен репетировать, у нас выпуск спектакля. И что-то про себя каждый день рассказывать на телевидении, как я в кислородно-сварочном техникуме учился...

Все с нуля

На портрете фотохудожника Николая Рыкунова за спиной Станислава Любшина - Станиславский. Фото: Николай Рыкунов

Где беру силы? Я рано встаю. Делаю зарядку. Потом начинаю ролью заниматься. У меня в каждой новой работе все начинается с нуля. Когда ищешь нового человека, не знаешь, куда идти, как идти. Начинаешь нащупывать, мучиться, готовиться, читать, узнавать своего персонажа. Нам помогает литература, пьесы, воспоминания и образы живых конкретных людей. Как конкретно готовлюсь к роли? Если серьезно о роли думать, опять же, мне надо многое знать про этого человека. Расспрашивать родных, знакомых, читать про него, видеть, в каких он ситуациях как себя проявляет - собирать материал для характера. Наша задача не самого себя играть, а созданный характер, тобой придуманный, подобранный, потом в него проникнуть и им быть - вот это самое сложное и необходимое. Быть живым актером и живым человеком на сцене. Но для этого надо очень много работать, надо вчитываться и всматриваться.

Вот детали. Фирс, "Вишневый сад". Как немецкий режиссер Петер Штайн делал. Финал: вся семья уезжает, остается Фирс, за кулисами рубят вишневый сад - бум, бум, бум... У Петера Штайна вдруг мощное дерево падает - и дом разрезает прямо рядом с Фирсом. Шок! Или гениальный спектакль в Малом театре "Власть тьмы". Человек, муж болен туберкулезом, умирает, молодая жена беспокоится, но все ясно. Вокруг нее другие мужчины уже крутятся - все равно муж-то умрет. И он умирает. Если это просто сделать - ну умер, ну все понятно, все переживают. А как смерть поставил режиссер Борис Равенских. Мощный забор, ворота, актеры долго стоят, не выходят, где-то там играют. Я думал: зачем они так долго у забора стоят? Тихо что-то говорят, петушки, птички какие-то щебечут. И вдруг резко ворота раскрываются нараспашку - и он падает. В зале - эмоциональный удар, сильнейший эффект...

По зову Степановой во МХАТ

Спектакль - это, прежде всего, большая домашняя работа. Ты долго думаешь, читаешь, потом приходишь на репетицию, садишься за стол, разбираешь роль уже с режиссером и своими товарищами... В чем сложность актера - он зависим. Ты можешь либо согласиться, либо отказаться. А если ты отказался, то когда тебе еще новую роль дадут? А два-три раза отказался, то и тебе могут отказать... Актер должен воспринимать и пропускать через себя все режиссерские эксперименты. Сам же Чехов в "Чайке" говорит словами молодого драматурга, что нужны новые формы, - может быть, Чехов тогда пошутил? А теперь все стремятся к новым формам. А почему никто не говорит, что нужны новые содержания?..

А в кадре из фильма "Щит и меч" - Олег Янковский. Фото: "Lizard Cinema Trade"

Только жизнь - высшее искусство. Вот русский театр чем был силен, вот туда надо стремиться. Когда Петера Штайна спросил о русском театре, он сказал: "У вас русский театр погиб". - "Почему?" - "Вы стали подражать западному".

Я тяготею к правде жизни и, если громко сказать, к правде искусства. Когда я попал первый раз во МХАТ и увидел "Три сестры", я был потрясен. Когда Ангелина Степанова, стоя спиной к зрительному залу, сказала "В Москву!" - боже мой! На сцене не артисты были - живые люди. В других театрах были прекраснейшие артисты, но они играли, здорово, но играли - изображали этих людей. А тут люди просто жили.

Михалков и Эфрос

Я стремился становиться разным человеком в ролях, это моя задача - проникать туда, и это путь актера. Бывает, сразу догадываешься, какой характер, как он существует, как он в жизни ко всему относится, бывает, приходится настрадаться... Научиться можно приемам, можно играть на технике, на мастерстве, на штампах, а роли надо проживать. Возьмите подряд, посмотрите "Щит и меч", и сразу после "Позови меня в даль светлую", "Пять вечеров" и "Черный монах", и вам станет ясно, о чем я говорю.

"Три сестры" Фото: Игорь Александров / предоставлено Музеем МХАТ

Две роли и два режиссера в театре и в кино, которых я считаю главными в моей жизни? "Пять вечеров" Никиты Михалкова - это главный подарок в профессии. В его судьбе я, наверное, один из многих, кому Никита помог в жизни. Я ему очень благодарен и ношу эту благодарность в себе. Моя судьба в кино началась с "Пяти вечеров". А в театре я был влюблен в Анатолия Эфроса. У нас самые светлые отношения были: он так подготавливал актера, что ты был готов прыгнуть даже выше своей головы. Куда - ты еще не знаешь, но ты уже готов. Вот этим состоянием только он один владел. Оно было радостное - ты хотел прыгнуть и всегда верил: долетишь, что бы ни происходило по пути.

Я после спектакля прихожу домой и в три-четыре часа ночи всегда снова проигрываю сцены - как можно было бы сделать лучше. Хорошо, если Гамлета играешь, а если алкоголика? Хотя это вопрос еще, что лучше. Русский актер семь дней подряд не может играть утром и вечером Гамлета. Нам важна душа, процесс, а хватит ли сил? Однажды, мы с Настей Вертинской играли спектакль "Наедине со всеми" несколько раз подряд на гастролях. И у нас день был - со сцены сходим, полтора часа, и начинаем следующий спектакль. А пьеса только на двоих, сложнейшие драматические роли. Актеры местного театра думали, что у нас наступит спад, мы просто физически не выдержим, наши нервы устанут. А мы все время должны трепетать - тогда у нас в душе будет что-то происходить. Местные ждали, когда же мы провалимся. А мы понимали, что нам нельзя провалиться, и с каждым разом мы все лучше и лучше играли. На банкете они нам тайны-то открыли, когда нас поздравляли... Я люблю артистов - они такие чудеса творят! Они проникают в человека и переворачивают его душу. Если это удается - это самое счастливое состояние.

С чего начинается Родина

В нашей жизни за многое сейчас взялись. За дороги, за дома, за воспитание новейшего поколения. Школы, институты, театры созданы, чтобы помогать людям, чтобы они быстрее находили себя в жизни. Россия - страна, в которой люди всегда любили Родину. Это чувство самое дорогое. Это и спасение наше, и наше движение вперед, и наша жизнь. И это чувство дает человеку силы, свободу и возможность быть тем, кем он есть. Вы спрашивали, зачем человек живет на земле? Ради того, чтобы создать что-то хорошее и прекрасное, вот мы к этому и должны стремиться.

P.S. Юбилейное

В МХТ им. Чехова 22, 23 апреля премьера спектакля "Третий звонок" со Станиславом Любшиным в главной роли по повести Александра Куприна "На покое".

В Музее МХАТ с 6 апреля по 11 июня открыта выставка к юбилею актера, вместившая более сорока лет службы Станислава Любшина Московскому Художественному театру. В экспозиции - фотографии, костюмы, эскизы декораций, макеты и, конечно, атмосфера спектаклей, ставших любимыми для зрителей и знаковыми для театра: "Тартюф", "Наедине со всеми", "Обвал", "Призраки среди нас", "Иванов", "Эквус", "Вишневый сад", "Любовь как тихий вечер", "Возможная встреча", "Мишин юбилей", "Борис Годунов", "Три сестры", "Сирано де Бержерак", "Ю", "Немного нежности".

В кинотеатре "Иллюзион" в апреле представлена большая юбилейная кинопрограмма "Персона. Станислав Любшин". В афише - вновь на большом экране культовые фильмы "Пять вечеров" Никиты Михалкова, "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Кин-дза-дза!" Георгия Данелии, "Черный монах" Ивана Дыховичного. А еще - "Конец света", "Если ты прав…", "Ксения, любимая жена Федора", "Красная площадь", "Забавы молодых", "Мы веселы, счастливы, талантливы!"

P.P.S. Поздравительное

Василий Бочкарев, актер Малого театра:

- Мы из одного гнезда со Станиславом Любшиным - из Щепкинского училища. Какие пронзительные истории так просто, так естественно и с такой глубиной им сыграны! И с такой интонацией именно русского человека - сердечного, понимающего. Во всех его фильмах звучит эта тема русской открытости и русской тайны, русского соболезнования и русского понимания, нашей грусти, любви, юмора. Вот эта интонация русского человека, она мне очень близка. Когда проходишь мимо афиш Художественного театра, привлекает именно его фотография, именно он завораживает. Фантастический человек и гениальный артист. Практически все его роли - это просто живой учебник. Идите, учитесь, как играет Станислав Андреевич.

Нина Усатова, актриса БДТ:

- Любовь зрительская к Станиславу Любшину безгранична. Глубокий подлинный артист. Какое это было счастье, когда мы снимались в фильме "Кадриль" и появлялись минуты, когда мы сидели в дождик и просто разговаривали. Я его так люблю! Он и сейчас играет в театре и снимается в кино. Но, зная, какая актерская профессия трудная, я не хочу желать ему много новых ролей - он уже столько для всех нас сделал, что можно просто наслаждаться жизнью. И храни его Господь на долгие лета на радость нам.

Елена Санаева, актриса кино:

- Из ста ролей в кино у Станислава Любшина нет ни одной проходной роли. Он снимался и тогда, когда никто не снимался, - в девяностые годы. И все, что я видела, было им сыгранно безукоризненно, ювелирно тончайше, это незабываемые работы, и они прекрасны. Этот человек у меня вызывает глубокое уважение, потому что он живет так несуетно, с таким чувством собственного достоинства, но абсолютно не настаивая на своем достоинстве. Он блестящий актер, который входит в десятку лучших не только наших актеров - мировых. И это очень достойная жизнь, и моя огромная благодарность этому Мастеру и его Маргарите - Ирине, которая верно помогает ему жить и наслаждаться этой жизнью.

Подготовил актер Ленкома Виктор Раков

P. P. S. Смотрите Станислава Любшина 7 апреля на телеканале "Россия-Культура" в 19:45 в фильме "Пять вечеров" и в 21:25 в программе "2 Верник 2". И уже сейчас в документальном фильме Первого канала по ссылке: "Поздняя любовь Станислава Любшина". Документальный фильм