В прокат вышел "Прямой эфир" - фильм о состоянии нашего кино и мозговых извилин
Беда, коль пироги собрался печь сапожник! Эта крыловская истина все чаще приходит на память при просмотре наших фильмов. Во времена, когда любой владелец продвинутого смартфона снимает не в семейный альбом, а для горделивого распространения, размываются критерии, мельчает профессиональный уровень творцов, самодеятельность медленно, но верно убивает профессиональное искусство. И тогда возникает странное кино, где благие намерения превращены в пародию неумением это кино построить.
Триллер "Прямой эфир" датирован 2021 годом и так долго отлеживался, надеюсь, потому, что даже наши невзыскательные дистрибьюторы робели выпускать столь откровенный брак. Теперь выпустили.
Намерения авторов фильма воодушевлены хитами мирового кино: здесь можно найти отзвуки "Платы за страх", "Телефонной будки", "Скорости" - картин, где герой уже вступил в зону смерти, осталось ждать роковой минуты. И "Бегущего человека", где разгоряченная толпа жаждет его крови. Главный персонаж "Прямого эфира" - блогер Егор с миллионами просмотров и тату "bad" над бровью: он - "топ", у него контент - огонь! И телка бэдбою под стать: людоедка Эллочка рядом с ней - монахиня. Павел Чернышев очень точно передает заносчивость и ухватки самодеятельных интернетных "звездунов", специфические гримаски и вздрюченная жестикуляция которых заводят зеленую публику - Егора узнают на улицах, просят с ним сфоткаться, его эфиров ждут в надежде на очередной экстрим.
И его отношения с продюсером его шоу Полиной (Ирина Воронова) выстроены реалистично: ничего личного, только чистоган. И толпы недоростков всех возрастов, азартно ждущих у своих мониторов назревающую реальную смерть - все так и есть, все могло бы стать серьезным анализом "новой морали", счастливо обходящейся без моральных устоев, разговором о поколении, для которого виртуальный мир заменил реальность. Сам посыл затеи обещал много интересного и важного.
Хорошие актеры делают, что могут. В дуэте с Чернышевым Кирилл Кяро честно старается передать состояние человека, стоящего на мине: одно движение - и взлетишь на воздух. Но видно, как трудно это ему дается, потому что нелепости ситуаций в сценарии Дмитрия Ланчихина и Беника Аракеляна обрушиваются подобно горной лавине, актерски их оправдать - задача неподъемная.
Егор с какой-то не обозначенной в сценарии целью пилит на Кавказ, где его должны встречать как звезду - а встречает странный субъект Саша (Кяро), который просит сфоткаться для дочки и никак не оправдывает звездных претензий Егора. Но везет его в горы, где Егор узнает, что здесь, в ущелье, погибла съемочная группа явно неизвестного ему Сергея Бодрова. Потом Саша решает охладиться в горной речке, что само по себе экстрим. И, одеваясь, ступает на мину, оставшуюся от каких-то боев. Потом мы поймем, что там этих мин - как булыжников, и удивимся, почему раньше никто не взрывался. Но авторов это не удивляет - они добрались до искомой коллизии: "мужик встал на мину", что и сообщает возбужденный Егор в прямом эфире подписчикам. И вот уже, похоже, вся страна сидит, уткнувшись в мониторы: как писал поэт, радость прет, не для вас уделить ли нам?
Такие ситуации - всегда испытание для сценаристов. Известно: хороший актер может сыграть и телефонный справочник. Эту задачу с блеском решили авторы "Телефонной будки": в ее тесном пространстве создали редкостный по накалу саспенс - здесь и поверяется мастерство. Его не обнаружили авторы "Прямого эфира": "мужик встал на мину", ситуация смертельная, а как добиться напряга, если кадр неподвижен, и актер может только умолять Егора сообщить о трагедии службам МЧС? Подписчики уже бунтуют: им "ску-учно, уж хоть бы взорвалось скорее, что ли!" Скучно теперь и смотреть картину: актерам остается монотонно отыгрывать отчаяние одного героя и каннибальский азарт другого.
Не буду спойлерить, как вышел из положения дорвавшийся до миллионов просмотров Егор и какие крутые зигзаги сюжета придумали сценаристы, но их крутизна вызывает усмешку. Будут там и кровавое убийство, и кровоточащая совесть, и кровная месть, и окровавленный нож, и умирающая девочка, и прозревший Егор, и горестный мотив: "такое на дворе время!". Все придумано наспех, без психологических обоснований, без заботы о логике - все смотрится как нескончаемая фальшь.
Не делала попыток это связать и оправдать режиссура Карена Оганесяна. Я не знаю его творчество и думал, что фильм - из разряда упражнений любителя, не имеющего представления о профессии. Но у него солидная фильмография и, стало быть, опыт - остается думать, что люди халтурили, взяв критическую ситуацию и положившись на ее самоигральность. Возможно, понимая это, продюсеры робели своевременно выпустить картину на экран. И теперь безумству храбрых поем мы славу.