Каким увидят Дагестан посетители выставки в Музее Востока

"Дагестан Расула Гамзатова" в Музее Востока, до 9 мая

Каким увидят Дагестан посетители выставки в Музее Востока
© Российская Газета

Выставку "Дагестан Расула Гамзатова" Музей Востока сделал вместе с заповедником - этнографическим комплексом "Дагестанский аул".

Гамзатов тут, конечно, главный герой. Его бронзовый бюст работы Николая Никогосяна, как и монохромные абстракции Ибрагима-Халила Сульянова "Помнят песню", первыми встречают зрителя. И не сразу замечаешь бумажный журавлик, что напоминает не только о японской девочке, умершей от радиационного облучения десять лет спустя после атомной бомбардировки Хиросимы, но и о знаменитой песне "Журавли". Их связали стихи Гамзатова. В 1965 году он побывал в Хиросиме на Всемирной конференции против атомных и водородных бомб. Стихотворение с аварского в 1968 году перевел на русский язык друг Гамзатова Наум Гребнев. В "Новом мире" стихи увидел Марк Бернес и предложил сделать песню. Музыку написал Ян Френкель. Композитор вспоминал, что, впервые услышав "Журавлей", Бернес заплакал. Певец умер вскоре после записи песни, которую полюбили не только в СССР.

Эта песня, ставшая символом мира, словно мостик, перекинутый над пропастью, который мы видим в поэтическом пейзаже Саидмагомеда Тихилова. Благодаря ему дорога среди гор становится легче. Стихи Гамзатова, которые переводили на русский Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Елена Николаевская, становились песнями. Их пели Марк Бернес, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Сенчина, Людмила Гурченко. Да что там, их пела и слушала вся страна. Многие их помнят и до сих пор.

Впрочем, выставка "Дагестан Расула Гамзатова" не мемориальная, хоть и апеллирует к памяти. Увеличенные черно-белые фотографии поэта с родными, односельчанами, писателями и политическими деятелями от Че Гевары до Индиры Ганди, наложенные друг на друга, как каменные блоки, похожи на колонны и на кадры киноленты. Фотоснимки как вехи остановленного времени, что обрамляют поток жизни. Но пейзажи гор, аулов, ущелий, рек - пейзажи вечности. На автолитографии "Гамсутль" Магомеда Даудова старинное аварское село парит в горах словно готический замок на ренессансных рисунках. Портрет отца Гамзатова - поэта Гамзата Цадаса, написанный в 1947 году Муэддином-Араби Джемалом, живописует горца. Зато знаком времени становится сама европейская техника живописи и рисунка. Кстати, именно Муэддин-Араби Джемал, который учился у Евгения Лансере в 1917-1919 годах, заложил традиции живописи в Дагестане.

Напротив, кайтагская вышивка, которую делает Айбике Магомедова, отсылает к древним традициям оберегов, узоров на ткани, которые сопровождали горца от рождения до смерти. С традициями народностей Дагестана работает и ювелир Арслан Айсакадиев. Он дает новую жизнь старинным орнаментам.

А новую жизнь поэме Гамзатова дал фильм "Горянка", поставленный Ириной Поплавской в 1975 году. Стихи Гамзатова за кадром читал Сергей Бондарчук. Фильм дает представление еще об одной "пробе пера" Расула Гамзатова - как киносценариста.