Войти в почту

Есть ли в Ростове место искусству: как в донской столице работает андеграундная художественная галерея

Ростовская область, 11 апреля 2023. DON24.RU. Ростов – город, полный талантливых людей. Достаточно выйти на Пушкинскую и послушать уличных музыкантов, пройтись по Большой Садовой и заглянуть в театры, чтобы оценить актерское мастерство донских артистов. Корреспондент ИА «ДОН 24» нашел место, где в Ростове живет современное искусство. О том, как расти в пандемию, поддерживать молодых художников и развивать культурную жизнь города, мы поговорили с владелицей галереи Underground Art Екатериной Рождественской. Апогей любви к творческим людям Катя – киношник. Долгое время она работала на съемках как гример и художник по гриму, помогала с кастингом, была ассистентом по актерам, локейшен-менеджером. Как лаконично сказала наша героиня, разные организаторские штуки. «Какое-то время я была на съемках в Москве, мы снимали проект для НТВ. Он назывался «Марлен», с Юрием Стояновым в главной роли. Когда закончились съемки, я решила поехать в Ростов. Я, во-первых, очень сильно устала от кино, потому что это работа довольно тяжелая. Это двенадцатичасовой рабочий день, один выходной в неделю и никакой вообще жизни. Не то что личной, вообще никакой. Я решила поехать в Ростов и сделать перерыв в киношной работе и думаю: «Надо, наверное, снять себе кабинетик и там заниматься съемками, визажем и фотосессиями». Я начала искать. И в какой-то момент нашла вот эту вот историю. Это апогей и результат моей любви к творческим людям», – Катя указывает на помещение, в котором сейчас располагается галерея. «Наверное, меньше суток думала (речь об аренде – Ред.) и сказала: «Все, беру». Мне очень подходило по цене. Как раз на тот момент были ковидные ограничения, и в Ростове тогда была довольно недорогая аренда. А потом у меня встал вопрос: нафига мне такое большее помещение?» – рассказывает Катя. Underground Art studio открылась в 2021 году на Баумана, 2/12. Здесь две большие комнаты для выставок и стилизованная входная группа. Катя арендует и содержит помещение за свой счет. Художники выставляются у нее абсолютно бесплатно. Первый арт-объект К созданию собственной галереи Екатерину подтолкнуло не только большое помещение, но и вопиющая несправедливость. «На выставку меня пригласила девушка – художница по костюмам Катя Химичева: «Вот у нас открывается выставка, приходи». И я пришла. И там был такой момент, который возмутил меня до глубины души. Там висела картина, просто потрясающая, с изображением актера Бенедикта Камбербэтча. Метр в высоту. И она была загорожена колонной. И это было издевательство не только по отношению к художнику, но и к зрителю в том числе. И меня сильно удивило, что организатор никак не анонсировал это мероприятие. Вот были художники, они позвали своих знакомых, и больше это никак не освещалось. Я подумала: «Блин, у меня есть такое классное пространство, давайте я тоже проведу выставку», – вспоминает Катя. Первый арт-объект в галерее – расписанная стена на входе. Ее создала ростовская художница Наталья Раевская. «На тот момент я уже понимала, что только визаж здесь – это не то, не то пространство. Надо куда-то двигаться, масштабироваться. Решила попробовать выставки и дальше все это наполнять. Плюс были идеи с курсами. У меня есть знакомые, которые, например, актерское мастерство преподают. Хотелось сделать полноценное арт-пространство. Мы запустили одну выставку, потом был Face Up. Потом объявили второй карантин и месяц здесь была вообще тишина. Внутренние процессы у нас тут, конечно, какие-то происходили, но ничего публичного мы делать не могли». Одной из картин в галерее часто интересуются посетители. Это совместная работа четырех разных творцов, которая постоянно висит в лобби. По словам Кати, она стала своеобразным символом галереи. Ее чаще других фотографируют и выкладывают в соцсети гости. Фото: Underground Art «Мне очень нравится брать дебютантов, нравится брать молодых ребят, начинающих. И я не смотрю, оканчивали они художественное учреждение или не оканчивали. Тот же самый Союз художников – у них есть какие-то критерии. Мне на это чихать. Если я вижу, что работы классные, я их возьму и выставлю, и не буду париться. С художников я тоже не беру деньги. Это тоже большой плюс, потому что большая часть выставочных пространств у нас берут, и немаленькие суммы. Откуда у молодых ребят большие деньги, мне непонятно. И получается, много талантов просто не имели возможности заявить о себе. Такие пространства помогают стимулировать молодежь и заставляют двигаться их дальше. Чтобы они не писали в стол», – так о своих стимулах рассказывает Катя. Самый сложный год Художественная галерея – это не про коммерцию и не про бизнес. Монетизировать искусство сложно. Пока люди не понимают, зачем платить за то, что не удовлетворит первичных потребностей, за то, что нельзя унести домой. «Я уже год пытаюсь с ней (галереей. – Ред.) выйти хотя бы в ноль. Потому что сложно монетизировать такую историю. У нас в творчестве сложно монетизироваться. И так как это негосударственный проект, то приходится открывать выставки и брать деньги за вход. Это было для меня самое жесткое сейчас. У нас молодежь и так не особо культурой интересуется, мало ходит по выставкам. В большинстве музеев или той же галерее «Ростов», например, свободный вход. Я не могу себе этого позволить, по крайней мере на данный момент», – делится Рождественская. «Здесь сложно продавать. Но я очень надеюсь, что в будущем у нас появится не только культура ходить на выставки, но и культура покупать картины. Сейчас люди не понимают, зачем. Хотелось бы с каждой выставки 2–3 картины продавать, но пока нет – за все время работы студии удалось продать 4–5 работ. Самая яркая продажа – аукцион, на котором картину купили за 40 тысяч рублей». Чтобы развивать свой проект, Екатерина не раз подавала заявки на гранты. Один раз даже получила одобрение, но после пересмотра бюджета на ее галерею средств не осталось: «С зимы очень сложно, каждый месяц – как последний. Но я уже смирилась. Но сейчас уже попроще становится. В любом случае за тот год появились связи, знакомые. Люди узнают о пространстве и все больше хотят делать творческие коллаборации. Думаю, дальше будет лучше и свой самый сложный год я уже пережила». Искусство не для небожителей Сначала художников для выставок Катя находила сама. «Сначала вообще все приходилось делать самой. Ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец, и куратор, и организатор, и сам белишь стены, и картины вешаешь сам. Потом со временем появляются неравнодушные ребята. Вот, например, Дима Коновальчук», – рассказывает Катя. Фото: Underground Art «Я увидела Диму на выставке «Арт Ростов». Я как раз поехала туда, чтобы посмотреть, поискать художников, которые по концепту нам подходят. Далеко не все же подходит. Выставлять здесь академическую живопись – немножко не тот формат. Я больше делаю, как ни крути, упор на молодежь, потому что таким форматом пространства их проще приобщить к культуре, к посещению выставок. Показать, что это не просто музейная скучная фигня. Что творчество и изобразительное искусство и другие его виды – это интересно, это далеко не всегда снобизм, официоз. Искусство – это не для небожителей. И обычные люди тоже могут к нему приобщиться», – убеждена Рождественская. Дмитрий – молодой художник из Зернограда. Сейчас он живет в Ростове, учится в ЮФУ и пишет картины. Его персональная выставка также проходила в Underground Art studio. Теперь он помогает организовывать там новые мероприятия. «На той выставке я залипла на стенде с картинами. Причем я поехала туда в последний день, все откладывала, откладывала и попала только в последний день. Смотрю на время, там два-три часа до закрытия, а нужно обойти весь павильон. А я залипла на эти картины и думаю: «Это очень круто». У стенда никого не было, я сфоткала табличку, контакты и подумала: мне надо с этим парнем обязательно связаться и что-то замутить прикольное», – вспоминает она. А потом Катя уехала в командировку. Когда она была посреди Ладожского озера, молодой художник прислал ей свое портфолио и предложение о сотрудничестве. По стечению обстоятельств или по воле судьбы, это был именно Коновальчук: «Я посреди Ладожского озера, у меня почти не ловит сеть. Мне прилетает сообщение с предложением о сотрудничестве, файлик с работами. А я не могу его загрузить, сеть не ловит. Тогда я позвонила девочке, которая тогда помогала мне вести группу во «ВКонтакте». Попросила ее связаться и передать, что, как только сеть у меня появится, мы пообщаемся. Сообщение я увидела, а ответить не могу. Потом, когда сеть появилась, я открываю файлик с портфолио, а там те картины, которые мне так понравились на «Арт Ростове». И я думаю: «Блин, это просто невероятное совпадение». И мы решили с Димой сделать персоналку. И на последней нашей выставке «Культурный код» Дима уже был куратором. Помогал с отбором, с монтажом». Последнее мероприятие в галерее – фестиваль «Культурный код». Это большая выставка о Ростове, его фишках и стереотипах. Среди арт-объектов – цитаты донских журналистов о культуре. Туда же попала фраза из новости корреспондента ИА «ДОН 24». «На ремонт здания училища Грекова в Ростове выделено 111,5 млн рублей. Аукцион организован самим образовательным учреждением», – именно эта цитата стала частью инсталляции. «Идея с надписями на стенах от СМИ – это симбиоз мыслительной детальности моих помощников. И эта идея пришла за полтора суток до открытия выставки. И мы в последнюю ночь это все писали буквально на слабоумии и отваге. И я говорила: «Нет, мы не успеем». А ребята говорили: «Да нет, мы все успеем, все будет нормально». И до полпятого утра мы все расписывали, и всем очень понравилось», – объяснила Катя. Среди арт-объектов даже были картины, написанные на настоящих деталях самолетов. «Самая откликающаяся людям работа – голубь в спортивном костюме. Это часть нашей ростовской истории, нашего культурного кода. Когда делали набор, мы прямо призывали, очень хотели именно такие работы. Есть вот у нас знаменитая ростовская шаурма на ЦГБ, памятник коню, тютина, жердела. Хотелось больше такого, но у нас художники еще не осмелели до такой степени. Все сжаты рамками официальных выставочных пространств. Где, наверное, сложно себе позволить вольности. Но даже то, что есть, уже классно», – объясняет Катя. В следующем году Катя с командой хочет продолжить развивать эту историю, сделать фестиваль о Ростове масштабнее, привлечь к сотрудничеству больше молодых талантов, отыскать больше смелых работ. А главное – найти инвестора, который захочет вкладываться в искусство и помогать развивать культуру в донской столице.

Есть ли в Ростове место искусству: как в донской столице работает андеграундная художественная галерея
© Don24.ru