Во Владимире завершился Пятый Танеевский музыкальный фестиваль

Уроженец владимирской земли, выдающийся композитор, музыковед и педагог Сергей Иванович Танеев внес неоценимый вклад в историю мировой музыкальной культуры.

Во Владимире завершился Пятый Танеевский музыкальный фестиваль
© Российская Газета

Еще в XVII веке предки Танеева проживали в селе Маринино под Ковровом, где была построена усадьба. Сегодня на ее территории открыт музей, рассказывающий об истории генеалогического древа семьи Танеевых. Раз в два года в память о великом музыканте во Владимире проходит музыкальный фестиваль по инициативе и при поддержке Правительства Владимирской области и Министерства культуры Владимирской области. Основной сценической площадкой форума является областной Центр классической музыки. Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артёма Маркина - главное действующее лицо фестиваля.

В этом году оркестру исполняется 25 лет с момента основания. Неотъемлемой движущей силой и стержнем развития коллектива, сохранения и приумножения его традиций, расширения репертуара, и, наконец, интенсивного фестивального движения невозможно представить без его главного дирижера, директора Центра классической музыки, художественного руководителя Танеевского фестиваля Артема Маркина:

"Сегодня Танеевский фестиваль становится очень важным форпостом пропаганды русского наследия, русской музыки и вообще русской культуры. Традиционная образовательная программа "Народной консерватории" (просветительская часть программы фестиваля) обращена ко всей аудитории и артистам, начинающим свой путь в искусстве".

Маркин добавил, что на фестивале прошел мастер-класс профессора, композитора и дирижера из Санкт-Петербурга Сергея Екимова с участием Владимирского камерного хора.

"Мы не могли пройти мимо 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, - добавил Маркин. - На закрытии в концертном исполнении прозвучала опера "Скупой рыцарь" Рахманинова с великолепными солистами московских оперных театров. Опера с очень непростой судьбой. Она является литературной, так как написана непосредственно на тексты Пушкина, и поэтому так сложна для исполнения".

На сей раз в фокусе внимания коллектива оказались произведения современников Танеева: Чайковского, Стравинского и Рахманинова. Сергею Васильевичу посчастливилось стать еще и его учеником.

В этом году события смотра совпали со знаменательной датой - 150-летием со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Наряду с камерно-вокальной лирикой акцент был сделан на одной из малоизвестных опер композитора - "Скупой рыцарь" по одноименной трагедии Александра Пушкина. Это произведение нечасто можно услышать на концертных площадках и уж тем более в регионах нашей страны.

Насыщенная по краскам оркестровая партия становится главным элементом музыкальной драматургии сочинения. Здесь есть прямые аналогии с Вагнером и его "Кольцом нибелунга", развитые в системе непрерывных лейтмотивов. И все же, оперный симфонизм Рахманинова немыслим без национальных истоков. В трактовке оперного жанра он шел по пути своих современников - Римского-Корсакова и Танеева.

Фото: предоставлено пресс-службой Владимирского Губернаторского симфонического оркестра

Пронзительная вторая картина оперы - "Сцена в подвале" с необъятной силой раскрывает зловещий характер скупца. Как эти настроения стихийно и мощно передал в своей актерской игре и выразительной амплитуде голоса российский баритон Владимир Байков, невольно заставляя публику по-настоящему сопереживать вместе с ним. Рахманинов сочинял эту партию в расчете на Федора Ивановича Шаляпина, потому что именно его певческий дар и актерская игра способны были проникнуть в тончайшие оттенки музыкальной декламации текста. Однако Шаляпин так и остался холоден к Барону. Он считал музыку Рахманинова не соответствующей уровню пушкинского текста. И все же зимой Федор Иванович спел Барона на домашнем музыкальном вечере у Римского-Корсакова за несколько дней до московской премьеры "Скупого рыцаря". Барон наслаждается своими сокровищами: восторженное упоение властью и могуществом перекрывает мрачное уныние, вызванное сознанием бренности и тщетности тех усилий, с которыми оно было накоплено за прожитые годы. Золото не приносит счастья, напротив оно источник всех бед и страданий. В музыке Рахманинова это особенно явственно выражено. Господству Барона приходит неминуемый конец, он чахнет над этими грудами золота, его роковая история сложных взаимоотношений с родным сыном терпит неудачу. Барон гибнет, проклиная Альбера (Сергей Писарев, тенор) в присутствии Герцога (Артем Гарнов, баритон). Партию Жида, притворно льстивого, изворотливого и коварного ростовщика мастерски сыграл тенор Дмитрий Трунов.

Немалых похвал заслужил и Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, благодаря методичной и кропотливой репетиционной работе Артема Маркина. Как он интуитивно чувствовал каждого из вокалистов, предвосхищая их сольные и ансамблевые эпизоды. Все это, несомненно, придало рахманиновской опере высокий трагедийный пафос и исключительную выразительность.