Катерина Кабанова: луч света или торжество отчаяния? Читая "Грозу".
Изучение классиков в школе – задача сверхсложная, порой даже непосильная. Причём не только для неопытных школьников, но и для самого учителя. Вспоминаю себя юной практиканткой на заре педагогической карьеры. Тула. Пушкинский лицей. Мой любимый десятый класс, в котором как будто специально собрались все "бунтари", не любящие прописных истин, готовых ответов на вопросы, шаблонов и банальностей. Саша Гребельский, Дима Зайцев, Сережа Ульвис, Оля Ефименко… Вы уже – мои единомышленники, но как мне важно не разочаровать вас именно сегодня, сейчас – на уроке, посвященном одному из самых хрестоматийных произведений русской литературы – драме Островского "Гроза". Говорим о Катерине Кабановой – и как говорим! Так, что глянцевый хрестоматийный образ в одночасье разбивается на куски… Хорошо это или плохо? Не знаю, но горящие глаза, море рук, не показная заинтересованность в происходящем говорят мне о том, что я на верном пути. Сегодня мы "посягнули на святое" и позволили себе усомниться в абсолютной правоте Добролюбова, назвавшего Катерину лучом света в темном царстве. Рискнули доказать, что не все так просто и однозначно. Монолог Катерины. Фото из открытых источников. Удалась ли нам эта непростая задача? Может быть, отчасти. Но вот своего рода стенограмма нашего диалога, в котором чувства и мысли учеников и учителя совпали, и живая не затасканная идея, которая так необходима на каждом уроке литературы, однозначно победила "темное царство" общепринятых канонов изучения хрестоматийных произведений. – О чём "Гроза" Островского? Что именно хотел донести до нас автор? Можно ли назвать пьесу революционной, как считал Добролюбов? – "Гроза" Островского – это история о том, как темные мертвенные порядки сгубили живую душу, а совсем не о том, как несчастная обездоленная девушка решилась пойти против системы. Постер к фильму "Гроза" 1977 года. – Луч – это светоч. Была ли Катерина светочем? – Нет! Светоч – это источник разума; а все поступки героини лишены логики, продиктованы сиюминутным настроением и обусловлены импульсивностью Катерины. Она боится божьего гнева за грех прелюбодеяния. Вспомнить хотя бы сцену грозы, которую можно считать кульминацией пьесы. Катерина, повинуясь настроению безумной барыни, падает на колени, кричит: "Ад" Ад! Геенна огненная!" . Потом вымаливает прощения у Тихона и его матери за свои прегрешения. Но при этом, спустя время, ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех – грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл? – Катерина – луч надежды? – Нет! Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры – есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума – паровоз – предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель – это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины" . Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума. Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года. – Смерть Катерины – протест? – Да ничего подобного! Ее душа нуждается в любви. Любовь – ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис – возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться. Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас – толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна – мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая...". Какой уж тут протест? Тут полное бессилие – если только бессилие само по себе не рассматривать как форму протеста. – Изменится ли жизнь обитателей темного царства после смерти Катерины? – Да с чего бы это? Всколыхнется на мгновение темное болото – и все вернется на круги своя. "Хорошо тебе, Катерина, а я-то зачем остался жить на свете, да мучиться?" – стенает Тихон. Добролюбов упрекает героя в бесхарактерности и неспособности на сильный поступок, подобный поступку Катерины. Это самоубийство-то сильный поступок? Ну, покончил с собой, ушел из жизни - расписался в своей беспомощности, мысленно сказал всему темному царству: "Живите и процветайте". Потому что более никого не останется. Кажется, история Островского не о том, как впечатлительная, эмоциональная женщина рискнула пойти на протест существующему укладу жизни, а о том, к каким последствиям этот уклад может привести. Смерть Катерины рождает еще более гнетущее чувство безысходности. "Гроза" Островского, так же, как и "Плаха" Чингиза Айтматова – это бесконечно открытый вопрос, адресованный себе и читателю. Что сделать, чтобы подобное не повторялось? Как избежать трагических последствий несовершенного устройства общества, в котором властвуют Дикие и Кабановы?.. Звонок прозвенел. Урок окончен. Но я знаю абсолютно точно – зерно посеяно, всходы будут, а значит, всё не напрасно. А значит, наш диалог будет длиться и дальше – через года к новым поколениям читателей. Потому что в большой литературе никогда не бывает окончательных ответов на вопросы – оттого она и неисчерпаемый источник духовной и жизненной мудрости. Кадр из фильма "Гроза" 2019 года. Фото: Кинопоиск.ру От редакции: утверждение Елены Севрюгиной, что интерес к драме Островского будет пронесен через годы, доказывается уже тем, что в 2019 году режиссер Григорий Константинопольский поставил новую экранизацию пьесы, снова под названием "Гроза", перенеся ее действие в наши дни. В его сюжете Катерина работает официанткой в ресторане своей свекрови Кабанихи, расположенном в небольшом провинциальном городе Калинове. Слабовольный муж Тихон любит Катерину, но не решается перечить матери и всегда принимает её сторону. Катерина влюбляется в Бориса, племянника мэра города, и неожиданно обнаруживает, что чувства взаимны…