ММКФ покажет фильм Андрея Зайцева "14+. Продолжение". Режиссер рассказал "РГ", как возникла идея снять вторую часть
Московский кинофестиваль покажет в конкурсе фильм "14+. Продолжение" сценариста и режиссера, лауреата премии "Золотой орел", ММКФ и фестиваля "Дубль дв@" Андрея Зайцева.
Героям вышедшей в 2015 году молодежной драмы "14+" теперь по восемнадцать, и они успели пересмотреть свои отношения. Вика снимается в кино, Леша учится в институте, который понадобился его хлопотливой маме, чтобы откосить сынка от армии, Леше это совсем не нравится. В преддверии премьеры мы беседуем с автором фильма Андреем Зайцевым.
Как и почему возникла идея снять продолжение фильма?
Андрей Зайцев: Она появилась, когда мы монтировали "Блокадный дневник", три года находились на территории смерти, и я очень устал от этого: с темой блокады имеешь дело и на съемках, и в монтаже, и в работе над компьютерной графикой. И возникло сильное желание после всего этого сделать кино солнечное, веселое, жизнерадостное - в противовес тому, чем я жил эти годы. Стал думать, о чем может быть фильм. Слушая музыку, видел в своем воображении какие-то сцены с участием нашего героя из фильма "14+". Тогда и пришла мысль снять продолжение - в такой же светлой стилистике.
Уже не впервые идею фильма вам навевает музыка. Помнится, первым импульсом к созданию "14+" были песни Адриано Челентано.
Андрей Зайцев: У меня так голова устроена: когда пишу сценарий, слушаю музыку, и в воображении возникают картинки. И вот когда картинки стали достаточно настойчивыми, я подумал: почему бы и нет?
"14+" вы определяли как любовный триллер - там сюжетом было развитие чувств. А теперь это скорее комедия, иногда - как в гротескной сцене с продавщицей - эксцентрическая. Или, если вспомнить эпизод с радио "Мужик", - пародийная. Почему вы решили сменить жанр?
Андрей Зайцев: А я ничего не могу с собой поделать: меня прямо магнитом тянет в сторону забавного, смешного, шуточного. Даже если рассказываю о серьезном. Я отпустил поводья и стал писать, как пишется.
Насколько я понимаю, новая картина - еще и объяснение в любви таким безоблачным советским фильмам, как "Я шагаю по Москве" или "Солдат Иван Бровкин". Словно вы хотели заново пережить свойственные им весенние ощущения. Я сильно ошибся?
Андрей Зайцев: У меня скорее так: "Я шагаю по Москве" Данелии и "До свидания, мальчики" Калика. О "Бровкине" я не думал.
Ну да, другое поколение - другие фильмы. Но стилистика похожа. Вас не смущало, что времена другие и однозначно светлое настроение из жизни давно испарилось?
Андрей Зайцев: Я об этом не думал, но я так чувствую. Мне хочется видеть таких светлых героев, и по-моему, молодым ребятам это мироощущение очень свойственно и теперь. Со временем меняются типы телефонов, появляется интернет, а человек - не меняется. Легкость, счастье, влюбленность, полет - все это даже сегодня я вижу на улицах Москвы. Никакого диссонанса здесь для меня нет.
Наш герой еще не решил, чем будет заниматься в жизни, но точно знает: он не хочет по жизни юлить и петлять
В "14+" вы открыли для кино Глеба Калюжного и Ульяну Васькович - с тех пор оба стали профессиональными актерами. Что в них с возрастом изменилось?
Андрей Зайцев: Повзрослели, набрали профессионализм. В "14+" все строилось на их природном таланте, а теперь это талант плюс серьезные профессиональные умения. Глеб все мгновенно схватывает, он очень сконцентрирован, всегда готов к сцене и все делает с одного, реже - с нескольких дублей. У Ульяны не так много сцен, но она их подготовила практически сама и все сделала очень точно.
Они учились актерскому мастерству?
Андрей Зайцев: Ульяна учится на режиссера, Глеб много снимается, он очень востребован и опыт набрал в работе. Он популярный рэпер с большой аудиторией, то есть совмещает профессии музыканта и актера.
В этот распавшийся дуэт вы вклинили третью персону - Настю, героиню актрисы Полины Гухман. И на этот раз взяли сразу профессиональную актрису...
Андрей Зайцев: У нее не очень большой актерский опыт, но она талантлива и тоже профессиональна, очень работоспособна. У нее сложная задача: много текста, ее героиня - это такой маленький ураган, который сносит всех окружающих. И это у нее получилось, мне кажется, блестяще.
Леша на лекции в институте всячески демонстрирует нежелание учиться. Но ведь невольно возникает параллель с Митрофанушкой. Почему вдруг возникла такая дилемма: либо учеба, либо армия?
Андрей Зайцев: Сложный возраст - Леша просто ищет себя. Мама затолкала его в институт, где есть военная кафедра, чтобы откосить от армии. А он сам еще не знает, чего хочет, он на перепутье. Пошел на поводу у мамы, но понимает, что не хочет петлять по жизни, как заяц - прятаться, юлить, бегать. Он еще не знает, чем будет заниматься, но знает, что хочет честно и по прямой идти по жизни. И если учиться, то тому, чем хочешь заниматься, а не просто отбывать лекции, чтобы получить некий диплом. В фильме есть воображаемый диалог с мамой, где он пытается объяснить все это и ей, и самому себе. И сообщает, что, несмотря на ее запрет, решил пойти в армию. По крайней мере, я старался донести эту мысль.
Мне показалось, в сюжете слишком много совпадений. В многомиллионной Москве дверь случайной квартиры ему открывает та самая Вика. В автобус входит тот самый воришка. И в участке обнаруживаются те самые полицейские.
Андрей Зайцев: А мне это нравится, вызывает улыбку. Все-таки жанр такой - комедия, в ней может происходить все что угодно. И вообще, есть люди, которые "притягивают" такие совпадения. Недавно я ехал с таксистом, и он рассказал такую историю. Он в кафе разговорился с незнакомым человеком. Слово за слово - и выяснилось, что они не только из одного города, но и приходятся друг другу сводными братьями. Так что совпадения бывают изумительные. Но я не считаю фильм чистой комедией.
В фильме "До свидания, мальчики" несколько счастливых дней, а потом вся жизнь резко меняется: мальчики уходят на войну. Про это я и снимал: мальчик уходит на войну. Так было у нас всегда, всю мою жизнь. Афганистан, потом Чечня, потом вторая чеченская, потом Грузия... Мы это кино сняли в 2021-м, сценарий написан еще раньше, а через год после съемок началась специальная военная операция. И хоть это комедия, для меня была важна эта тема. Вы заметили: у героя на стене постер фильма "Брат". Ведь герой Бодрова в 14 лет мог быть таким же трогательным подростком, как наш Леша в первом фильме, но война его в корне изменила. Поэтому несколько счастливых дней до ухода в армию - солнечных, беззаботных, полных любви и счастливых совпадений - навсегда останутся в памяти нашего героя.
Снимая эту картину, вы уже думали о следующей?
Андрей Зайцев: Летом будем снимать историю про двух питерских стариков-интеллигентов с Алисой Бруновной Фрейндлих и Сергеем Симоновичем Дрейденом в главных ролях. Современная история про девяностолетних стариков, сохранивших интерес и любовь к жизни.
P.S.
45-й Московский международный кинофестиваль пройдет с 20 по 27 апреля. В главной программе два российских фильма: "Снегирь" ("Три минуты молчания") Бориса Хлебникова - фильм открытия, и "14+. Продолжение" Андрея Зайцева (22 апреля, конкурс). В прокат "14+. Продолжение" выйдет 11 мая.