Антон Котиков: “Эмоциональные человеческие состояния разнообразны и текучи, как музыка. Потому мне близок джазовый импрессионизм”.

Музыкант активно сотрудничает с поэтами, кинорежиссерами, участвует в литературных перформансах, пишет музыку для кинокартин, озвучивает мультфильмы. А в свободное от работы время занимается живописью, что помогает ему находить необычные композиторские приемы. Добрый день, Антон! Вы родом из города Орёл. Это родина знаменитых писателей: Тургенева, Лескова, Бунина, Пришвина. Вы часто пишете музыку к спектаклям по произведениям классиков, в том числе поэтическим. Какие премьеры ждут зрителей в ближайшее время? В ближайшее время зрителей ждут следующие премьеры: 25 мая — мероприятие цикла "Органные вечера в Музее А. С. Пушкина". А. Грин. "Алые Паруса". Этот музыкальный спектакль мы делаем вместе с режиссером и актрисой “Театра музыки и слова” Ингеборгой Любомирской. Мы покажем обновленную версию, которая будет исполнена вместе с органисткой Марией Моисеевой и арфисткой Марией Кулаковой. Также совсем недавно прошла премьера танго-спектакля, который мы делали с хореографом Артемом Майоровым. Он называется “Игра в классики” (по роману Х. Кортасара). Его специфика в том, что помимо классической танго-хореографии включена современная пластика. И впервые этот спектакль решили сделать с живыми музыкантами. Я собрал яркий состав: Вартан Бабаян (кахон), Виталий Кись (гитара). Сам играю на саксофоне и флейте. Вас называют “полиглотом музыкальных инструментов”. В музыке часто бывают ситуации, когда на одном инструменте надо имитировать другой. Например, в кино. Расскажите о проектах, где помог опыт мультиинструменталиста. Опыт мультиинструменталиста мне часто помогал не только в работе в кино, но и в спектаклях. В частности, для фильмов я записывал разные инструменты. Одна из моих первых работ назвалась “Eins, Zwei, Drei” — детский фильм режиссеров Ирины Линдт и Анны Багмет, в который я записал порядка десяти музыкальных инструментов (саксофон, клавиши, народные инструменты: флейта бансури, австралийский диджериду, глиняные свистульки). Также был опыт работы в сериале “Янычар”, где приходилось имитировать турецкие народные инструменты на кларнете, флейтах, чтобы передать стилистику и атмосферу Османской империи. Работа с большим количеством инструментов требует огромного терпения и любви к тому, что ты делаешь. Вы озвучиваете мультфильмы. Из недавних: набравший огромную популярность “Чебурашка”. В чем специфика этого вида искусства? Фильм “Чебурашка” был полезным и запоминающимся. В нем задействован Большой Джазовый Оркестр под управлением Петра Востокова. Я записывал сложную партию флейты для нескольких эпизодов. Опыт работы требует полного включения — писал под картинку (поставили черновой набросок, который должен был озвучить, раскрывая характер персонажа). Мы все выросли на “Чебурашке” советского периода. Здесь же был совершенно другой герой. В кино можно делать дубли, переписать эпизод. А вот в театре работать немного сложнее. Там ты работаешь на всех своих ресурсах, чтобы взаимодействовать с актерами, постановкой. Однако и то, и то захватывает. Фото: из личного архива музыканта. Вы являетесь создателем и руководителем проекта "Арфа и Джаз". Обычно арфа используется в оркестрах и камерных ансамблях для исполнения классической и академической музыки. В России подобная программа для джаз-ансамбля и арфы сделана впервые, что позволяет назвать проект “Арфа & Джаз" уникальным. Трудно быть новатором? Какие планы по развитию проекта? Проект “Арфа и Джаз” был создан 10 лет назад вместе с арфисткой Марией Кулаковой. Но мы не являемся новаторами. Ведь уже в Советском союзе были подобные опыты. Хотя все они недолгие. Уникальность нашего проекта в том, что джазовый ансамбль с арфой существует и пользуется популярностью целых десять лет. Отмечать юбилей тандема будем в августе этого года на Главной сцене Джазового клуба А. Козлова. Мы записали полностью авторский альбом "The Morning of the Autumn That Came" ("Утро пришедшей осени"; ArtBeat Music, 2015), где есть и мои авторские композиции. В перспективе еще один альбом, в котором уже готова часть произведений… Надеюсь, они скоро выйдут и их можно будет послушать. Фото: Леонид Селеменев. У вас есть хобби — живопись. В социальных сетях часто делитесь новыми работами в стиле импрессионизма. Это направление присутствует и в ваших музыкальных альбомах. В творчестве вам ближе всего импровизация? Феномен импровизации для меня является основополагающим. Бывает, она случается на концерте, но ты понимаешь, что больше так не сыграешь никогда. А бывает, удается зафиксировать импровизацию на музыкальном альбоме. И как раз мы с Петром Ившиным и Алексеем Наджаровым записали два таких альбома: "The Riddles", "The Healing" (лейбл “Fancy Music”) . Мы понимали на презентации, что нота в ноту не повторим, но характер сможем передать. Бывает, удается записать идею на диктофон, потом оформить нотами. Но есть и произведения любимых композиторов, которые нельзя играть просто импровизационно. Особенно, музыка Баха. В его фиксированных нотах всегда находишь что-то новое. И это творчески стимулирует, чтобы развиваться дальше. В одном из недавних интервью вы сказали фразу: “Талантливый человек — это чаще всего фанатик или ленивый творец, которого приходится “подпинывать”. Дайте, пожалуйста, совет молодым музыкантам: как держать себя в тонусе и не опускать руки, когда хочется облениться и все бросить? Всегда сложно давать советы… Каждый человек по-своему индивидуален. Что касается моей педагогической системы: чтобы держать себя в тонусе, нужно вести здоровый образ жизни. Если тело не в порядке, это отразится на игре. Мне помогает справиться с профессиональными заболеваниями опыт суставной гимнастики Ушу. Когда у вас возникает творческий кризис или апатия — послушайте любимых метров и корифеев. Это даст новый прилив сил, вы снова сможете переосмыслить то, что делали, чтобы совершенствовать стиль. Конечно же нужно читать книги, ходить на спектакли, смотреть хорошие фильмы и сериалы. Весь мир пропитан огромным количеством информации. Путем проб и ошибок выбирайте то, что вдохновляет. Из хобби: помимо живописи люблю кататься на сноуборде и велосипеде. Важно видеть мир вокруг своего инструмента. Музыка рождается из жизненного опыта, голоса сердца. Каждый должен сам с собой провести внутренний диалог, достичь гармонии. Тогда ваши зрители будут получать позитив от того, что происходит на сцене. Всегда идите вперед! Успеваете совмещать деятельность преподавателя и артиста? Это достаточно непросто. Нужно уметь успевать все. Есть много концертирующих педагогов. Например, Игорь Михайлович Бриль, воспитавший не одно поколение джазовых музыкантов. Он говорил, что должен быть правильный баланс между преподаванием и концертной деятельностью. Чтобы одно не мешало другому. Мне нравится делиться своим опытом с учениками, всегда стараюсь помочь играть лучше. Это развивает опыт музыканта. Уделяешь внимание тем вещам, которые в концертной деятельности кажутся незаметными. Во всем должна быть система. Одно без другого не может существовать. Вы сами пишете музыку и выпускаете альбомы. Хотели бы записать свое творчество на виниловой пластинке? Издать свое творчество на виниловой пластинке — безусловно, моя давняя мечта… Надеюсь, что она скоро осуществится. Пока не знаю, какая это будет музыка. Я стараюсь себя не позиционировать в каком-то одном стиле. Многие меня знают как джазового музыканта, другие, как народника, сотрудничаю с академическими музыкантами (играю Баха, Пьяццоллу…). Не стараюсь причислить себя к определенному клану. В XXI веке сорвана консервативная завеса, это эпоха коллабораций, век объединения стилей. Фото: Николай Алексанян. “Поэзия и джаз” в Есенин-Центре. Каким вы видите современный джаз в России? Современный джаз, по сути, является отражением эпохи, в которой мы живем. Это может быть объединение с народной, классической или электронной музыкой. Популярен синтез музыки с другими видами искусства: "Джаз и Живопись", "Джаз и Поэзия" и т.п. Я считаю, что будущее российского джаза возникает благодаря взаимодействию с другими стилями. Это как берут два химических элемента, и получается третий. Современный джаз является таблицей Менделеева: от того, какие элементы будут совмещаться, зависит музыка. Работа с поэтами оказалась очень полезным опытом. Видя современные тексты, играешь более современную музыку. Я могу отметить таких поэтов, как Алексей Круглов (с которым мы более 10 лет вместе работали) Также Арину Чеканову (она же Гребенщикова), которая, на мой взгляд, несет свежую волну. Джаз будет развиваться всегда, так же, как и наш мир! Совсем скоро, 20 апреля, Антон Котиков будет праздновать день рождения! В связи с этим событием вспомним слова В. Маяковского: “Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!” Фото: Александр Воронов.

Антон Котиков: “Эмоциональные человеческие состояния разнообразны и текучи, как музыка. Потому мне близок джазовый импрессионизм”.
© Ревизор.ru