Певица Амария о своем юбилейном концерте и будущем музыки в России

Почему песни – это большая ответственность, и сейчас в какой-то степени теряют для исполнителей развлекательную составляющую, а также почему песни Высоцкого по-прежнему остаются актуальными для тех, кто говорит и думает на русском языке.

 

— 18 апреля в культурном центре «ЗИЛ» состоится ваш юбилейный сольный концерт. Почему была выбрана эта площадка?

– Культурный центр «ЗИЛ» — историческая сцена. Наш концерт построен так, чтобы связать, соединить поколения и смыслы. Программа называется «Друг без друга нас нет». Без опоры на прошлое будущего не построить. И в этом отношении для юбилейного концерта КЦ «ЗИЛ», в стенах которого были Гагарин, Фидель Кастро, Высоцкий, и другие известные люди и музыкальные коллективы нашей большой страны – хороший выбор.

– 22 апреля вы выступаете в Государственном Кремлевском Дворце в музыкальном спектакле «Дороги Высоцкого» с несколькими его песнями. Насколько сложно их исполнять?

– Песни Высоцкого требуют самоотдачи и честности. Для меня возможность прикоснуться к гению – огромная ответственность и радость. Прикоснуться бережно, не придумывая других слов, каких-то постановочных жестов. Для меня – только так: его слова и его музыка, никаких интерпретаций. Владимир Семенович самодостаточен. Исполнение его песен – работа души. Я благодарю судьбу за встречу с продюсером Ириной Гурницкой, за приглашение в этот замечательный проект. Благодарю Александра Юрьевича Домогарова и Никиту Владимировича Высоцкого.

– Можно ли считать, что Высоцкий продолжает оставаться кумиром для миллионов людей?

– Высоцкий – вне времени. Вот, буквально пара строк из его великого творения «Баллада о борьбе»: «Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастpоф» — это ли не о нас до недавних событий? «Книжные», правда, уже почти поголовно стали «цифровыми». Мы настолько расслабились, что стали понемногу утрачивать и чувство Родины, и память о страшной войне. И заботили нас, большинство, не судьбы поколений, не созидательный труд, а наши повседневные мелкие вопросы – «мелкие катастрофы».

Высоцкий и великий лирик, певец любви. Конечно, это счастье, что такой поэт и артист родился на нашей земле, его наследие надо бережно хранить и популяризировать.

– Концерт в «ЗИЛ» называется «Друг без друга нас нет». Расскажите, пожалуйста, об этой песне подробнее?

– Песня эта – легкая, темповая. Ключевая фраза: «Пробужденные здесь – друг без друг нас нет!». Друг без друга нас действительно нет. Вся наша жизнь – поиск любви – разделенной, светлой.

Пришла песня ко мне как раз тогда, когда нас действительно постигли настоящие испытания на прочность. А года три-четыре до того песни мои, в основном, были предвосхищением этого сложного периода – «Доктор Беда», «Вечная ночь», «Матушка»…

В «Друг без друга нас нет» – надежда на все светлое, что, верю, непременно нас ждет впереди. Эта песня отражает дух всей концертной программы: мы приглашаем людей всех поколений прийти и ощутить чувство единения и доброй радости, настоящие, глубокие человеческие чувства.

– Знаем, что у вас появилась совместно с Образцово-показательным оркестром войск национальной гвардии программа «Воины света». Расскажите, пожалуйста, какие песни туда вошли? Где будет представлена эта программа? Какие города планируются? В каком составе?

– Это действительно потрясающая работа! Слова благодарности начальнику оркестра, прекрасному музыканту, дирижеру, Заслуженному артисту Республики Башкортостан Азату Шахмухаметову за чуткое отношение к моему авторскому материалу, за возможность сделать сольную программу с этим высокопрофессиональным коллективом.

И вот судьба: знакомство наше состоялось благодаря Владимиру Высоцкому на грандиозном событии. В 2018 году мы встретились на сцене ГЦКЗ «Россия» в Лужниках, тогда страна праздновала 80-летие гения, и большой мультимедийный концерт «Высоцкий-80. Я жив!» с участием маэстро Юрия Розума, Никиты Высоцкого, Александра Домогарова, Екатерины Гусевой, Дмитрия Дюжева и других известных артистов прошел в сопровождении этого оркестра. А продюсировала мероприятие Ирина Гурницкая.

Спустя два года я выпустила авторский альбом «Воин света». Заглавная песня произвела впечатление на Азата Галиевича, он предложил подумать об оркестровом решении этой и других песен. Прошло время, и с начала СВО гвардейцы стали называть себя, на полном основании, воинами света. Так песня и жизнь дали название нашей программе. В нее, кроме заглавной, вошли мои авторские «Доктор Беда», «Матушка», «Я верю своему Отцу», конечно, «Рубеж» — дань памяти воинам Великой Отечественной, лиричные «Я люблю», «Река жизни». И «Кадетская» — тот редкий случай, когда песня написана мной по просьбе. Полковник Шахмухаметов поручил подумать о создании песни для кадетства. Это сразу нашло во мне отклик: мой сын – кадет, суворовец. «Кадетской» мы с оркестром завершили премьерный концерт – посвящение Дню войск национальной гвардии, который отмечается 27 марта. Программа прозвучала и на сцене Дворца Культуры Московского Энергетического Института.

В наших творческих планах показывать программу и ее фрагменты в концертах, которые Образцово-показательный симфонический оркестр войск нацгвардии дает в разных городах нашей огромной страны, а в Москве такие выступления будут приурочены к празднованию нашего главного праздника – Дня Победы.

– Насколько важно сегодня развивать чувство патриотизма в стране, и как в этом помогают песни? Насколько они способны зарядить людей гордостью за свою страну, любовью к ней?

– Наша необъятная многонациональная страна богата талантами. Уверена, нам следует хорошенько вспомнить век девятнадцатый, век двадцатый, когда композиторы и поэты создавали великую российскую культуру, которую во все времена отличали мощь, величие и духоподъемность. В этом наша сила. Нужно ли это сейчас? Безусловно. Мы как единая нация проходим период самосборки, а каркас у нас ничуть не изменился: верность Отечеству, традиционным ценностям, крепкие семьи, честь и правда. Так было и так будет. Сумеречные времена заканчиваются.

Музыка и поэзия воспевают любовь к Родине, это нормально и естественно. Пусть нас пытались отвлечь от этого стержневого направления искусства, и какое-то время это считалось немодным, «нафталиновым». Великие песни прошлого сохранились и звучали сквозь пелену и какофонию наносных смыслов и рифмотемпов. А души откликаются на доброе, на вечное. И есть надежда, что мы сможем вернуться к истокам своей самобытности и в современной песенной культуре.

– Вы часто бываете в различных городах России? Какие города для вас самые значимые и почему?

– Как артист я выступала в Екатеринбурге, Пскове, Санкт-Петербурге. В северной столице однажды прошла церемония награждения победителей литературного конкурса Амарии Рай (мой литературный псевдоним), который называется «О любви к Родине». Я его организовала в 2010 году, до начала музыкальной деятельности. За пять сезонов в нем приняли участие более трех с половиной тысяч авторов из всех уголков России и из-за рубежа. Жюри: оперная прима Любовь Казарновская, член Общественной палаты России первых двух созывов Сергей Абакумов, директор «Молодой Гвардии» Нина Беликова, журналист и телеведущая Тутта Ларсен, другие достойные люди – оценивали работы в пяти номинациях. Был издан Альманах этого конкурса с работами победителей. Почему я это делала? Какого-либо внешнего финансирования у конкурса не было. Мне остро хотелось делать что-то значимое для поддержки патриотического направления в литературе. Выйдя на музыкальную сцену, я пришла со временем к тому же: песни патриотической направленности понемногу стали основой репертуара.

Родилась я в Куйбышеве, ныне – Самара. Волжанин и мой муж. Мы часто бываем в Самаре, а недавно путешествовали на теплоходе всей большой семьей, у нас четверо детей, по Волге: Булгар, Чебоксары, Нижний Новгород, Ярославль, Углич. В России для меня нет значимых и не значимых городов. Более того, все города, где говорят и на русском, для меня остаются родными: во время службы моего отца – офицера мы жили в Тоцком, в Киеве, в украинском Богодухове, в Ташкенте, Кишиневе, — и в малых и больших городах в то время было главное: порядочность, труд, доброе отношение человека к человеку.

– Расскажите, пожалуйста, что изменилось в вашем творчестве и вокруг вас за последний год? Какая музыка, на ваш взгляд, нужна людям сегодня?

– В творчестве я стала свободнее. Более того, смысл собственных песен прежних лет раскрывается мне сейчас будто заново. Дело в том, что я их не «сочиняла» в привычном профессионалам смысле слова, — они приходили, а я записывала: «мы наблюдаем сегодня все вместе крах парафиновых пирамид»; «здесь глумятся над святыми, здесь в чести разврат и ложь, приходи к нам, воин света, нас спаси, чего ты ждешь?»; «когда кажется, что зашиты глаза и потеряны все пути, я верю своему Отцу, я прошу у него защиты, покидает меня сомнения тьма, я увижу свет впереди»…

И, конечно, после того как мы с ребятами выступили в Мариуполе и под Угледаром, выходы на сцену перестали быть прежними, для меня – навсегда. Ты в ответе за то, что несешь своим творчеством. Прежде чем открыть рот, подумай, что ты сейчас скажешь, «на чью мельницу воду льешь». Развлекательная сторона музицирования потеряла для меня свою прежнюю привлекательность. На авансцену выходят духовные смыслы. Надеюсь, и зрителям это нужно сегодня. Все, что выше «третьей чакры».

– За какой музыкой будущее России?

– За той, что соответствует исторической роли нашей страны: быть оплотом нравственности. «И чувства добрые я лирой пробуждал». На том стояли, на том и стоим.