Фильм Наталии Гугуевой "НЕрасставание" убедительно доказывает - страсть временна, нежность вечна

Тут надо начинать с конца: в финале героиня документальной ленты Наталии Гугуевой рассматривает детские фото своего бывшего мужа, которые все еще хранятся у нее. С черно-белых снимков на мир смотрит мальчуган, смотрит без опаски, о коварстве будущего он пока не догадывается. Купается в материнской любви, и правильно делает. Случайно камера выхватывает фото повзрослевшего героя, здесь у него почему-то совсем другой взгляд. Будто бы счастье осталось в сепии, а с цветом пришла жизнь.

Фильм Наталии Гугуевой "НЕрасставание" убедительно доказывает - страсть временна, нежность вечна
© Российская Газета

Олег и Вера - артисты балета, которые развелись 30 лет назад, но продолжают вместе работать, в завязке сюжета они едут в командировку в Орел, где соглашаются на откровенный эксперимент - подпустить камеру оператора Ирины Уральской максимально близко к себе, даже в душ, даже в спальню, не говоря уже о репетиционном зале - где гораздо интимнее. Это вообще, пожалуй, впервые в истории российской документалистики, когда оператор и режиссер настолько приближаются к драме между мужчиной и женщиной. Другой вопрос - нужно ли бередить старые раны? Создатели фильма не скрывали на многочисленных фестивальных показах, а также на премьере, которая на днях прошла в Московском Доме кино, что хотели дать шанс героям разобраться в прошлом, все простить и начать свой танец заново… Если кино сможет спасти хотя бы одну любовь, то, может быть, и не такое уж это бесполезное искусство.

В Орле герои работают с актерами, ставят им движения, сами много танцуют, а по вечерам и утрам на кухне готовят мясо, режут лук, жарят блины, моют посуду, при этом рассказывая историю своего НЕрасставания. Рассказывают и снова танцуют, когда не могут подобрать слов. Они танцуют, а мы смотрим на них и понимаем, что любовь познается не в том, готова ли женщина простить мужчину за измену, а в таланте женщины сохранить нежность.

К нему вопрос тот же - сберег ли? Мы слышим его признания в изменах, мы ловим его попытки "подыграть" камере и показать, что ничего у него к Вере не остыло, мы видим его талант в свои зрелые годы оставаться мачо на сцене и за кулисами, где на его шею буквально вешаются все женщины, но мы так и не получаем ответа на главный вопрос. Или хранить нежность - это только женская доля?

Фото: Из личного архива режиссера

Они танцуют вальс Евгения Доги прямо в съемной командировочной квартире, сцена постановочная, здесь документалисты вмешались в жизнь, после всего, что они услышали и поняли, имели право. Как имели право поставить в финале своего фильма анимацию, на которой тоже танцуют двое, а на фоне звучит песня Игоря Николаева "Где нет меня" в исполнении внучки Олега и Веры. И эта песня тут же становится полноценным героем фильма, как "Нежность" в картине Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе", с которой у "НЕрасставания" немало и других рифм.

Рифмуется фильм Гугуевой и с "Нашим последним танго" - фильмом, рассказывающим об истории любви самых известных в мире танцоров танго - Марии Ньевес Рего и Хуана Карлоса Копеса. И если сравнивать эти картины, то именно по траектории "страсть" и "нежность", и тогда становится абсолютно понятным, почему Мария говорит свою страшную фразу: "Если бы я родилась снова, я бы хотела все повторить. Все, кроме Хуана". Страсть всегда конечна.

И не от страстей ли ушел в монастырь сын Олега и Веры? Его линия в фильме "НЕрасставание" дана, когда история еще только набирает обороты, и потому монах, крест, Валаам кажутся сначала лишними, инородными. Но чем дальше "крутится пленка" - тем меньше вопросов к режиссеру. Любви плотской важно показывать другую, ту, что не превозносится, не гордится, не бесчинствует…

Один из эпизодов фильма - Олег провожает Веру на поезд, ночной перрон Орловского вокзала, дежурные шутки - это на камеру, объятия - тоже на камеру, но вдруг в кадр вбегает бродячая собака. Вера кормит ее бутербродом, а когда поезд уезжает, Олег идет вдоль рельс, а за ним волочится беспризорный пес. В этом прелесть документального кино - иногда образы не нужно придумывать, они приходят сами, на четырех лапах. Приходят, чтобы оставить в зрительском сердце жалость. Она нужна во все времена.

Режиссер Наталия Гугуева говорит, что за Олегом и Верой она начала наблюдать еще ребенком, вместе с ними пережила их любовь и разрывы. "И на моих глазах через всю мою жизнь развивалась эта античная драма Мужчины и Женщины, вылившаяся для меня, в конце концов, в картину "НЕрасставание".

Рискну пойти дальше - перед нами не просто античная драма, а современная притча об Адаме и Еве, где уже неважно, кто прав, кто виноват, а важно разбежаться так, чтобы то хрупкое и светлое, что вначале казалось вечным, не разбилось о злость и обиды. Трудно, больно, но всем нам в помощь теперь "НЕрасставание".

Афиша

Фильм Наталии Гугуевой "НЕрасставание" в ближайшее время можно увидеть в подмосковном Павловском Посаде - картина отобрана в программу международного кинофестиваля "17 мгновений" имени Вячеслава Тихонова (20-23 апреля). Также фильм покажут на кинофестивале "Свой путь" в Костроме (11-14 мая) и Ярославле (8-11 июня).

СПРАВКА "РГ"

Наталья Гугуева - известный документалист, режиссер, продюсер. Член Союза кинематографистов РФ. Неоднократный лауреат национальной премии "Лавровая ветвь" (за фильмы "Костя Цзю. Быть первым!", "Форсаж. Возвращение" и др), лауреат премии ТЭФИ (за фильм "Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй"), а также лауреат многочисленных кинофестивалей. Недавно Наталья Гугуева закончила производство своего первого художественного фильма "Туман", который сняла на старейшей метеостанции мира на берегу Баренцева моря. Тема все та же - он и она. Премьера намечена на осень 2023 года.